Ребёнка довели до самоубийства
После школьных разбирательств с завучем, классным руководителем и психологом 13–летний Рамазан БАЕКЕШОВ пришёл домой, прибрался в комнатах, перемыл всю посуду, навёл порядок в сарае и во дворе, а затем… повесился. | ||||||
ПАДШИЕ КУМИРЫ.
Рамазан имел несколько необычную мечту для нынешнего ребёнка – стать учителем. Поэтому был прилежным, учился на «четверки» и «пятёрки», и старался всегда быть примером для окружающих, особенно для ребят младше себя. Был даже случай, когда ему пришлось потрепать за уши сына директора школы, обидевшего малышню. А ещё он с удовольствием помогал соседям, привозил воду, подметал во дворе, ухаживал за скотиной. Увидев как–то по телевизору чёрно–белый фильм Кончаловского «Первый учитель», мальчик был несказанно тронут. Ему казалось, что когда–нибудь он тоже будет, как главный герой, учительствовать, нести свет людям, сеять разумное, вечное и доброе. Любил также Рамазан смотреть киноленту «Менің атым – Қожа», учителями из которой он искренне восхищался.
Однако то, что происходило в то февральское утро в учительском кабинете сельской школы Шокы в Шалкарском районе, что почти в 600 км от областного центра, мало походило на сцены из его любимых фильмов.
– Что ты сказал?! Ах, я сейчас тебя!..
С этими словами рассвирепевшая завуч Шокынской сельской школы Шалкарского района Назгуль Н. несколько раз ударила Рамазана. Рядом находились ещё двое кумиров подростка – классная руководительница Гульмира К. и психолог Жанар А.
– С минуту на минуту тут будет твоя мама! Мы также вызвали участкового! Ну–ка, признавайся, не ври! – кричали педагоги. – Почему ты украл телефон Дамегуль?!
Тем временем за всем происходящим молча наблюдали одноклассницы Рамазана Дамегуль и Сандугаш, которых тоже вызвали в учительскую.
К сожалению, такого педагогического напора ребёнок не выдержал. После этих разбирательств Рамазан пришёл домой, прибрался в комнатах, перемыл всю посуду, навёл порядок в сарае и во дворе, а затем… повесился. Его бездыханное тело вечером обнаружила мать, приехавшая из райцентра, куда отлучалась, чтобы принять участие в семинаре.
Позже девочки – Дамегуль и Сандугаш – напишут в объяснительных, что взрослые так кричали на Баекешова, что «было жалко и обидно за него». Поскольку мало того, что его ругали в присутствии одноклассниц, так ещё незадолго до этого длительное время продержали в актовом зале. Для того, чтобы… проходившие мимо знали, за что подростка вызвали к завучу.
УЧИТЕЛЯ С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ.
– Как выяснилось, в последних числах марта ученика седьмого класса Шокынской сельской школы Рамазана Баекешова обвинили в краже мобильного телефона его одноклассницы Дамегуль. Сотовый, действительно, оказался у Рамазана, – говорит главный специалист областного управления по защите прав детей Райхан НУРХОЖАЕВА. – Но дети были родственниками, вместе ходили в школу, вместе делали уроки, у них были дружеские отношения, и семьи их общались тесно. Между тем, по словам матери Рамазана Тазагуль, то, что её сын забрал телефон родственницы, ей стало известно лишь после его смерти.
– Я не знаю, почему он взял её мобильный, у него был собственный. Но, так или иначе, он сильно переживал. Поскольку за несколько дней до этого перестал есть, стал замкнутым. А позже выяснилось, что он пытался вернуть телефон Дамегуль, – плачет женщина. Рассказывая об этом случае, Тазагуль, являющаяся, к слову, председателем родительского комитета, просто в шоке от того, как вели себя педагоги, с каким пристрастием они взялись за её сына.
– Они забрали его из дома, несмотря на то, что он в тот день температурил, болел. Дома в присутствии бабушки, престарелой женщины, классная руководительница его ругала, что он симулирует болезнь, прикидывается больным, лишь бы не идти из–за случая с телефоном в школу! При этом забрали его одного, не удосужившись вызвать взрослых. Также они прекрасно знали о том, что родители в тот день были в отъезде, – рыдает Тазагуль. – Но самое бесчеловечное – это то, что, когда я хоронила сына, плакала, пребывала в тяжёлом моральном состоянии, педагоги пришли и попросили меня подписать какие–то бумаги, что я и сделала. Расписавшись в них, я, оказывается, отказалась от претензий к школе.
Мать Рамазана до сих пор не возьмёт в толк, за что педагоги, люди, имеющие высшее образование, загнали её ребёнка в угол. Куда смотрела школьный психолог, задаётся вопросом женщина.
Впрочем, в не меньшем потрясении от действий взрослых, от того, с каким усердием педагоги подошли к расследованию этого инцидента, и представители департамента по защите прав детей.
– Общаясь с теми, кто был вовлечён в этот инцидент (имеются в виду взрослые. – А.А.), невозможно было не заметить, как общаются эти люди. К тому же, большинство из тех, у кого мы брали объяснительные, закончили педагогический вуз заочно и без категории, что тоже уже говорит о многом, – говорит Райхан Нурхожаева.
Департамент, куда обратились родители Баекешова, провёл собственное расследование. И все документы по этому делу направил в областную прокуратуру.
– Здесь все признаки доведения ребёнка до самоубийства, – говорит Райхан Нурхожаева. – Надеемся, что прокуратура всё–таки возбудит уголовное дело.
Асия АЗИМКАЛИ,
|