Рабочие завода «Фотон» грозят голодовкой
Сейчас работники завода «Фотон» по производству ячеистого бетона вместо того, чтобы работать, митингуют. Цеха работают менее чем в половину мощности. Приехавших к ним журналистов коллектив предприятия встретил вопросом:
– Вы акима области с собой не привезли? Пусть сам посмотрит, а то власти только показухой занимаются. Перед столичным начальством из «Нур Отана» нас показали как успешный пример развития производства, а сейчас не докричишься до них, когда помощь нужна. Получается, для галочки? Когда надо, отчитались и забыли про людей!
Руководство и учредители завода разводят руками, 87 человек рабочих получили уведомления о том, что их скоро уволят. Каждый день на заводе начинается и заканчивается стихийными митингами. По словам директора и учредителя завода, руководство предприятия само готово с коллективом уйти на голодовку. Им больно видеть, как завод, в который они вложили столько сил, умирает. Его просто душат.
– Куда наши рабочие пойдут, не знаем. Мы пока зарплату им платим, но резервов у нас нет, завод простаивает, сами видите. Мы около 3 миллиардов тенге сюда вложили, нам говорили, что в Казахстане правительство и местные власти делают всё, чтобы бизнес работал и развивался. Я даже своих знакомых в этом убедил. Оказалось, вот это совсем не так, – рассказывает учредитель завода, владелец ТОО «ТД Фотон» россиянин Александр ЛУКИЕНКО.
Он показывает немецкое оборудование, которое учредители закупили специально для этого завода. Немецкие специалисты несколько месяцев занимались его пусконаладкой, обучали наших рабочих. И вот теперь оно простаивает.
В прошлом году предприниматели из России вместе с местным бизнесменом купили простаивавший завод по производству газобетонных блоков.
Завод открыли и закрыли
Завод по производству изделий из ячеистого бетона с участием тогдашнего премьера Казахстана Карима МАСИМОВА открывали ещё в 2009 году. Тогда репортажи об открытии завода по производству изделий из ячеистого бетона АО «Актобестройиндустрия» показали по всем телеканалам страны. Но после торжественного открытия на другой же день завод… закрыли. Предприятие не проработало ни дня. Более 10 лет здание завода простаивало, имущество его растаскивалось.
– Мы купили этот завод как так называемый стрессовый актив у «Инвестиционного фонда Казахстана», это – «дочка» фонда «Байтерек». Тут всё в буквальном смысле разваливалось. Мы смогли восстановить с нуля инфраструктуру завода. Решили открыть завод по производству ячеистого автоклавного газобетона. Реанимировать предприятие, вернее, то, что от него осталось, было очень непросто. Мы брали немалые кредиты, чтобы запустить завод. Привлекли иностранных специалистов, они установили оборудование по производству товарного бетона и газоблоков. Мы изучили рынок, у нас есть заказчики из Актау, Атырау и даже из России. Сейчас в область завозят кирпич из Украины. Гораздо выгоднее ведь использовать наш, местный. Но мощностей действующих предприятий не хватает. Проектная мощность нашего завода – до 170.000 кубометров ячеистого бетона в год, – говорит Лукиенко.
Завод как показатель успешного развития предпринимательства в прошлом месяце аким области Ондасын УРАЗАЛИН показывал зампредседателя «Нур Отана» Маулену АШИМБАЕВУ. Чиновники из акимата говорили громкие речи и обещали всемерную поддержку. На заводе готовились к торжественному открытию, но, похоже, его не случится.
Рельсы решают всё
Сырьё на предприятие (песок, известь, цемент) вагонами доставляют по железнодорожным путям, которые принадлежат трём собственникам: АО «Центр транспортного Сервиса», ТОО «Актюбинская кондитерская фабрика» и ТОО «Ак–Руно». Других железнодорожных путей, по которым на завод можно завозить сырьё, нет. За проезд одного вагона завод платит 17.000 тенге Актюбинской кондитерской фабрике, столько же получает «Ак Руно». Несмотря на подписанный договор и предоплату, в один прекрасный момент «Ак–Руно» прекратило пропускать вагоны на завод. Собственники железнодорожной ветки, по словам учредителей завода, стали выдвигать невыполнимые условия. ТОО «Ак–Руно» требует с завода по 30.000 тенге за каждый вагон. Предприятие парализовало. Ощутив себя монополистом, который может диктовать условия предприятию, ТОО стало выдвигать новые условия, с каждым разом подвигая завод на грань банкротства.
Перед визитом Маулена Ашимбаева на завод собственник железнодорожных путей пропустил на завод вагоны с сырьём, а после на рельсы повесил замок. Чиновники и власти, по словам учредителей завода, их не слышат. Они предлагают решать эту бизнес–задачу им самим.
– С руководством предприятия договориться не удаётся. Мы обратились в Актюбинский департамент агентства по регулированию естественных монополий. Нас и руководство «Ак Руно» пригласили туда на встречу. Но когда мы пришли в департамент, нас на эту встречу… не пустили. О чём говорили руководство «Ак Руно» и чиновники, нам неизвестно. Нас не пустили и в транспортную прокуратуру, и в городскую, когда мы пошли туда с жалобами. Мотив был такой: иностранным гражданам нечего делать в охраняемом госучреждении. Может, это такой изощрённый вариант рейдерства? – разводит руками Александр Лукиенко.
Они сами виноваты
В ТОО «Ак–Руно» журналисты долго не могли найти главного руководителя Марата МУХАНБЕТОВА. Никто из руководства предприятия не хотел общаться с прессой. В конце концов коммерческий директор «Ак–Руно» Асель АЙЖАРИКОВА согласилась дать СМИ комментарии. По её словам, дело в том, что завод должен заключать с «Ак–Руно» так называемое разовое соглашение. То есть завод должен каждый раз согласовывать с «Ак–Руно» количество вагонов, которые будут везти сырьё. По словам Айжариковой, это обязательное правило КТЖ. То, что эти разовые соглашения не имеют силы с 2015 года, так как отменены самим КТЖ, Айжарикова, видимо, не знает. Как и про то, что на прошлой неделе завод отправлял «Ак–Руно» подписанное разовое соглашение, но на «Ак–Руно» его отказались принимать.
Чиновники молчат и проверяют
В Актюбинском департаменте по регулированию естественных монополий журналистам посоветовали не раздувать проблему. Замруководителя департамента Нурлат БОЛАТБАЕВ сказал, что он в курсе ситуации, и департамент проводит проверку по монополисту «Ак–Руно». Как закончат – примут меры. Но пока идёт проверка, чиновники посоветовали журналистам и бизнесменам не паниковать.
Замакима области Кайрат БЕКЕНОВ, которого журналисты просили прояснить ситуацию, ответил, что это не его зона ответственности. Решать эту задачу, по его словам, должен аким Актобе Ильяс ИСПАНОВ.
После того, как материал о грядущей голодовке показали по телевидению, аким Актобе приехал на завод. Он не верил, что рабочие сами пошли на голодовку, и обвинил руководство предприятия в том, что они «накручивают» рабочих. По его словам, из канцелярии премьер–министра его беспокоят и требуют, чтобы он разрешил конфликт. Он заставил учредителя «Ак–Руно» Мамырбаева и руководство завода пожать руки. Это всё снимали на камеру, видимо, для отчёта в канцелярию премьер–министра.
– Давайте сфотографируем, что конфликт исчерпан, – сказал бизнесменам аким города.
Отчитались и забыли?
Также Испанов попросил руководство завода и «Ак–Руно» составить новый договор. На другой день учредитель «Ак–Руно» Аскарбек МАМЫРБАЕВ и руководство завода встретились в облакимате. Кайрат Бекенов лично примирял бизнесменов. На эти же переговоры пришли прокуроры и антимонопольщики, до которых было невозможно достучаться предпринимателям.
После этого журналисты получили пресс–релиз, где говорилось, что «вопрос находится на особом контроле акима области», и спор урегулирован. Но, как оказалось, «Ак–Руно» новый договор не подписало. На другой день после встречи в облакимате «Ак–Руно» прислало на завод свои возражения к договору – протокол разногласий.
– Мы не знаем, что делать: в акимате учредитель «Ак–Руно» говорит одно и соглашается, а директор этого ТОО, похоже, с ним не согласен. Кому выгодно держать завод в подвешенном положении? – задают риторический вопрос учредители и руководство завода.