Прости долги наши тяжкие
8 января 2014 года. №1 |
Коммунальные службы «засекретили» данные по своим должникам. Между тем, накапливать долги здесь не советуют, иначе можно остаться даже без услуг канализации: вдруг приспичит, а бежать некуда. Ситуация, согласитесь, не из приятных. Какие ещё кары придумывают коммунальщики в отношении абонентов и насколько они законны, попыталась выяснить корреспондент «Эврики». |
Обычно к концу года коммунальщики бодро рапортовали о том, какие долги от населения у них накопились к концу года. Статистика сопровождалась устрашающими назиданиями, что будет с теми, кто не расплатится по счетам. Кто–то грозил штрафными санкциями и даже «долговыми ямами», кто–то внедрял более оригинальные методы. В этом году особых громких кампаний по борьбе с должниками объявлено не было. Поэтому мы решили сами узнать: почему притихли коммунальщики. Авось, задумали что–то недоброе...
ВЫСОКО СИДИМ, ГЛУБОКО ГЛЯДИМ...
Начать решили с «Акбулака». Тем более здесь год назад удивили неординарной новинкой: объявили о том, что злостных должников оставят без услуг канализации. Для этого было закуплено дорогостоящее российское оборудование. Суть новшества в том, что задолжавшим абонентам отключают услуги канализации. Делается это довольно оригинальным методом: на крышу дома, в котором живёт должник, проникают работники «Акбулака». Через специальную отдушину для канализации в канализационный стояк спускается специальное приспособление с закрывающим устройством и видеокамерой. По стояку это устройство спускается, находит с помощью видеокамеры отвод конкретного абонента и перекрывает его. Таким образом, отключение от услуг происходит без проникновения в квартиру.
Когда новшество внедрялось год назад (ещё в качестве эксперимента), вокруг него возникло множество споров. Мол, насколько это законно, вот так бесцеремонно проникать к каждому абоненту? А если человек болен, и подобные санкции, как отключение канализации, приведут к приступу или осложнению, а то и летальному исходу? Да и вообще, в каком казахстанском законе написано, что коммунальная служба имеет право на такие шаги? Тем более что во всём цивилизованном мире подобные споры решаются исключительно через суды. В общем, вопросов было много.
Впрочем, как выяснила корреспондент «Эврики», это не помешало коммунальной службе начать применение изобретения. Правда, это возможно только летом. Зимой система не действует из–за того, что в канализационной отдушине замораживается жидкость. А вот в тёплое время года система успешно применяется в отношении злостных неплательщиков. В «Акбулаке» при этом делают оговорку, что это лишь крайняя мера. В основном здесь всё же действуют путём уговоров и через суды.
– С должниками работа ведётся через обращения в суд. Ещё задолжавшим абонентам посылают специальные уведомления, – пояснил заведующий канцелярией АО «Акбулак», по совместителю исполняющий функции пресс–секретаря Исламгали БИТИК.
При этом в коммунальной службе теперь не предоставляют СМИ информацию о количестве должников. Здесь пояснили, что теперь эти данные для журналистов закрыты. С чем это связано, осталось непонятным, тем более, что раньше, даже ещё полгода назад, в получении такой статистики проблем не возникало.
ПИШИТЕ ПИСЬМА
Своей закрытостью обескуражили и в актюбинской энергоснабжающей организации. Здесь вообще отказались что–либо говорить, пока не получат письменный запрос.
– Мы хотим, чтобы вы к нам обратились официально, письменно. И тогда мы предоставим официальный письменный ответ, – сказали журналисту в ТОО «Актобеэнергоснаб».
Причём никакие доводы о незаконности таких требований на собеседников не действовали. Обращение к руководству ничего не решило. Заместитель руководителя организации срочно собрал «консилиум» с участием юриста предприятия, и все силы были брошены на то, чтобы показать журналисту, кто хозяин ситуации.
– У вас нет права, что вы имеете права звонить по телефону и запрашивать устно. Есть общий закон об обращении физических и юридических лиц. У нас так принято работать. И вообще, у вас будет своё мировоззрение наших слов (! – А.М.). Мы с вами на разных языках разговариваем. Обращайтесь в акимат, а мы – частная организация. Обращайтесь письменно – и всё, – такими фразами дословно отваживал корреспондента «Эврики» начальник юридической службы Талгат ИМАНКУЛОВ.
В общем, ответа на элементарный вопрос о том, какая работа проводится в отношении должников, я так и не получила. Видимо, здесь есть что скрывать от населения. Впрочем, у поставщиков электричества особых проблем с тем, как выбить долги, никогда не существовало. Тут поступают просто: берут и отрубают свет. Тем более, что никаких специальных приспособлений, как «акбулаковцам», для этого не требуется. Задача упростилась с внедрением электронных счётчиков нового поколения, которые в добровольно–принудительном порядке обязали поставить часть городского населения. Эти приборы регулируются из общего центра, и даже при небольшой задолженности автоматически может быть ограничена подача электроэнергии. Не говоря уже про полное отключение при наличии долга.
Кстати, требовать от журналиста письменный запрос действительно никто не имеет права. (Тем более речь шла об информации, которая должна быть, по идее, доступна каждому актюбинцу). Как сообщают в международном Фонде защиты свободы слова «Адил соз», по закону о СМИ журналист имеет право запрашивать информацию, при этом в законе не оговаривается, что он должен это делать в письменной форме. Применять в данной ситуации общий закон о порядке рассмотрения обращений для физических и юридических лиц неправомерно, так как в данном случае речь идёт об обращении представителя СМИ. Кроме того, журналист имеет право получать комментарии по телефону, тем более, что речь не идёт о какой–то государственной тайне.
ГОРЯЧЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ ПОСТАВЩИКОВ ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ
Единственными, кто не стал делать тайн из своей деятельности, оказались поставщики горячей воды и отопления. – В связи с новогодними праздниками «Трансэнерго» списывало своим должникам набежавшую к основному долгу за горячую воду и тепло пеню. Акция длилась до 31 декабря. Правда, для этого абоненты (их у городского поставщика тепла и горячей воды более 76.000 тысяч) должны были рассчитаться с основным долгом. А задолжали актюбинцы монополисту свыше 2 миллионов тенге, причём сумма просроченной задолженности колеблется от 5.000 до 160.000 тенге, – сообщили в пресс–службе коммунальной организации.
При этом в «Трансэнерго» пригрозили:
– Если абонент игнорирует оплату за тепло и горячую воду более 3 месяцев, коммунальное предприятие имеет законное право подать на неплательщика в суд, что чревато для последнего неприятностями, вплоть до ареста имущества и ограничения выезда за пределы республики.
ЗАДОЛЖАЛ – ОТВЕЧАЙ ПЕРЕД СУДОМ
– Решать вопрос с должниками через суд – это единственная законная мера со стороны поставщиков коммунальных служб, – говорят в актюбинском обществе защиты прав потребителей «Адал». Как здесь объясняют, другие методы воздействия поставщиков коммунальных услуг весьма сомнительны, хотя они и ссылаются на договор, который заключают с абонентами. Но в любом случае, прежде чем взыскивать сумму долга, необходимо выяснить причины неплатежа, а они могут быть разными. А что, если абонент платит, но платёж просто не доставлен до адресата? Или неоплата происходит по какой–либо серьёзной причине. Например, человек серьёзно заболел или умер. Но, похоже, это мало волнует поставщиков коммунальных услуг.
ТАРИФЫ БУДУТ РАСТИ
Между тем, в год Лошади цены на электроэнергию, тепло и воду по–прежнему будут расти, сообщают в республиканских СМИ.
– Есть план по ценам на электроэнергию и тепло. Правительство ещё несколько лет назад перешло к идеологии предельных тарифов. И туда заложено сознательное повышение тарифа не только на эксплуатационные нужды, но и на дополнительную маржу на развитие. При этом само правительство не имеет никаких механизмов, чтобы это развитие контролировать. Куда идут деньги, оно понятия не имеет. Рост тарифов просто растворяется в непрозрачном монополизме, – высказал своё мнение на это счёт журналистам казахстанский экономист и руководитель алматинской общественной антимонопольной комиссии Пётр СВОИК.
Алиса МАРИНЕЦ,
|