Последний звоночек вместо первого звонка
В министерстве образования и науки, к сожалению, «Эврику» не читают, но на минувшей неделе тамошние чиновники словно прозрели. И разрешили ученикам 1-4 классов учиться в обычном режиме. Для того, чтобы ученик всё же сел за парту, нужно, чтобы его родители известили об этом классного руководителя.
У школьников и педагогов будут ежедневно измерять температуру. Если она будет выше нормы, и тех, и других отправят по домам.
Родители (про бабушек-дедушек, других старших членов семьи ничего не говорится) должны сопровождать детей до дверей школы и после окончания занятий встречать и провожать домой.
В одном классе будут обучаться не более 15 детей, и за партой будет сидеть только один ученик. Малышам нужно быть готовыми к тому, что вместо привычной и кому-то даже полюбившейся первой учительницы придёт в класс чужая тётя, которая, не исключено, будет усталой, как вокзальный извозчик, поскольку у неё один класс – в первую смену, другой – во вторую.
В классах должны будут проводить влажную уборку после каждого второго урока, а в коридорах и холлах – после каждой перемены. Правда, как это будет происходить на практике, не совсем понятно, если учесть, что перемены между уроками обещают организовывать в разное время для разных классов.
Поесть ученикам не удастся: столовые и буфеты будут закрыты. Зато и о школьной форме на время можно забыть.
НОУТБУК НЕ ЗАМЕНИТ УЧИТЕЛЯ. Убеждённым противником дистанционного образования, в рамках которого будут обучаться все остальные казахстанские дети, является депутат парламента Ирина СМИРНОВА.
– Школы должны работать, как и в других государствах, как в Германии, в Исландии, – убеждена она. – Дети там учатся. Иначе перед родителями встаёт вопрос: либо нанимать гувернёра, либо уволиться и сидеть с ребёнком дома.
С ней согласна и исследователь «Алматы менеджмент университета» Алия БИЖАНОВА.
– Нидерланды, Финляндия и Дания открыли двери своих школ ещё в апреле-мае, – пишет она в своём блоге. – Размер классов был сокращён вдвое, некоторые занятия проводились на открытом воздухе. Программа обучения была изменена под новые реалии, ученикам была дана большая свобода, а упор сделан на общение и социализацию. В Финляндии разрешение посещать школу сначала получили дети раннего возраста, так как последние исследования коронавируса обнаружили слабую роль детей в переносе вируса.
Госпожа Бижанова уверена: онлайн-обучение не может заменить учителей и очное обучение.
– Процесс обучения и передачи знаний – это персональный опыт, – считает она. – Он максимально эффективен тогда, когда передаётся от человека к человеку в очном общении. Многие помнят лучших учителей, которые повлияли на становление нашей личности. Возможно, именно по причине любви к определённым учителям у нас появился интерес к предметам. Никогда компьютеры не смогут полностью заменить настоящего учителя!
Выход из ситуации исследователь Бижанова видит не во впадении в крайность, а в введении смешанной (гибридной) системы обучения.
– Например, в штате Мичиган школа будет работать очно 2 раза в неделю, – приводит она пример. – В остальное время дети будут заниматься онлайн.
Почему же Казахстан не прибегнет к ней, продолжая терять в эффективности школьного обучения, с 1 сентября опять стартующего в режиме онлайн и грозящего остаться в нём не один месяц?
– Главная причина – это неготовность нашей системы к смешанному или очному методам обучения в период пандемии, – уверена Алия Бижанова. – Для организации таких видов обучения необходимо подготовить всю систему. Весна показала, что многие процессы не были налажены.