Последний заход на посадку
В среду 17 июля в международном аэропорту Актобе при заходе на посадку потерпел крушение учебно-тренировочный самолёт «L-39» чешского производства, принадлежащий Военному институту сил воздушной обороны, дислоцированному в нашем областном центре (на базе бывшего АВЛУГА). Погибли методист-инспектор службы безопасности полетов ВИСВО РК подполковник авиации Евгений ВИССАРИОНОВ и курсант 2-го курса Арман МАССАЛИМОВ. | ||||||||
Подполковник ВВС РК Евгений Виссарионов. | Курсант 2-го курса ВИСВО Арман Массалимов. | |||||||
Экипаж учебно-тренировочного самолёта отрабатывал плановые учебные полёты. Как сообщает пресс-служба министерства обороны Казахстана: «17 июля 2013 года в 20.08 (время Астаны. – В.Б.) на аэродроме города Актобе при проведении плановых учебных полетов произошла катастрофа учебно-тренировочного самолета Л-39. Экипаж погиб.
Курсант второго курса Военного института сил воздушной обороны Арман Массалимов, 1993 года рождения, погиб при катапультировании. Летчик-инструктор подполковник Евгений Виссарионов, 1971 года рождения, погиб во время крушения самолета. Жертв на земле нет. Для проведения расследования причин авиакатастрофы создана комиссия под председательством начальника главного управления по надзору за безопасностью полетов полковника Мурата Кажмуратова, в состав которой вошли представители главного управления по надзору за безопасностью полетов госавиации, сил воздушной обороны, главной военной прокуратуры и военно-следственного управления министерства внутренних дел РК».
«САМ МИНИСТР ОБОРОНЫ ПРИКАЗАЛ».
Съёмочная группа телекомпании РИКА ТВ и корреспонденты газеты «Эврика» прибыли к месту происшествия в течение получаса после произошедшей катастрофы. На месте трагедии уже находились сотрудники МЧС, полиции и представители ВИСВО. Как и полагается в нашей демократической стране, к месту происшествия журналистов на пушечный выстрел не подпускали, ссылаясь на то, что по большому счёту ничего и не произошло. Запрещали вести видео– и фотосъёмку.
Некий товарищ (на фото справа), который был в непонятно какой форме без знаков различия, бегал перед видеокамерой нашей телекомпании и закрывал объектив своим кепи со словами: «Я капитан авиации. У меня приказ: не давать снимать до последующих указаний». Причём мы товарищу представились, показали наши редакционные удостоверения. Тот достал свою «ксиву», быстренько её просемафорил: фамилию так и не назвал. Зато «понтов» было более чем достаточно.
Дальше возник вполне резонный диалог между журналистами и человеком, представившимся капитаном:
Журналист: «Не давать снимать что?»
Капитан: «Всё (То есть ничего. –В.Б.)! У меня есть приказ.
Журналист: «Кто отдал приказ?»
Капитан: «Министр обороны»
Журналист: «Вам лично?»
Капитан: «Нет!» (на повышенных тонах).
Журналист: «Назовите свою фамилию. Скажите, кто конкретно отдал вам лично приказ, и не трогайте, пожалуйста, нашу видеокамеру. Мы сейчас вызовем полицию. Капитан авиации не имеет никакого права запрещать нам вести видео– и фотосъёмку. Выполняйте свои приказы на своей территории».
Капитан: «Да вызывайте, пожалуйста, полицию – она уже здесь! А у нас территория: от границы города до границы Республики Казахстан!» (Честно говоря, здесь я уже усомнился в адекватности ответа. – В.Б.).
Журналист: «Да вы не имеете права запрещать нам вести видеосъёмку на территории гражданского объекта! Есть Закон «О СМИ». Там чётко прописано, что мы имеем право снимать, а что нет. Значит, будем разбираться в прокуратуре. То есть, есть приказ, который касается газеты «Эврика» и телекомпании РИКА ТВ?»
Капитан: «Всех касается. Вообще ничего нельзя снимать!».
Весь диалог записан на видеокассету и диктофоны журналистов газеты «Эврика» и телекомпании РИКА ТВ. Хватит уже из нас делать дураков. Фото– и видеоматериалы будут переданы в военную и генеральную прокуратуру РК.
СТОИТ ТОЛЬКО ДОГАДЫВАТЬСЯ.
Ничего не упало, ничего не случилось, – заверял съёмочную группу «капитан». – Подождите пока, просто территорию закрыли.
Со стороны склада временного хранения, который находится буквально в 100 метрах от здания аэровокзала, доносился стойкий запах авиакеросина. Гарью не пахло. Территория СВХ была оцеплена сотрудниками МВД и военнослужащими, которые не представлялись и тактично отсылали куда подальше. Рядом ходили люди в белых одеяниях с барсетками, улыбаясь, спрашивали: дескать, что вам, уважаемые, надо?
По словам очевидцев, Л-39 при заходе на посадку повело вправо и развернуло в воздухе. А в это время на перроне стоял пассажирский «Боинг» из Алматы. «Элка» пронеслась в нескольких метрах от аэробуса и врезалась в склад временного хранения. Курсант Массалимов катапультировался, но неудачно – из-за крена самолёта его выбросило на ограждение аэровокзала. Подполковник Виссарионов до последнего уводил борт от столкновения с «Боингом», который был уже заправлен топливом – шла посадка пассажиров. Всё решали секунды. Л-39 лишь чудом не задел аэробус. Если бы произошло столкновение, то было бы огромное количество жертв и взрыв терминала аэровокзала. Работники аэропорта до сих пор в шоке и по какой-то причине не хотят давать интервью журналистам (я так думаю, что ребята в белых рубашках с барсетками основательно поработали).
ПОЖАРА НЕ БЫЛО.
Говорят, что самолёт загорелся, но на самом деле, по словам официальных лиц, это не так.
– 17 июля в 20.05 по времени Астаны в аэропорту города Актобе при заходе на посадку во время выполнения планового учебно-тренировочного полёта потерпел крушение самолёт Л-39, принадлежащий ВИСВО, – говорит военный прокурор Актюбинского гарнизона Ролан ЖАНИСБАЕВ. – В результате ЧП экипаж погиб. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 392 (нарушение правил полетов или подготовки к ним).
– Самолёт при посадке стало уводить вправо, – комментирует заместитель начальника ВИСВО по воспитательной работе Касымбек КЕНЖЕБАЕВ. – Подполковник Виссарионов сделал всё возможное, чтобы не допустить столкновения военного борта с гражданским самолётом, который стоял на перроне. Курсант Массалимов погиб при катапультировании. Инструктор погиб в результате крушения самолёта. В настоящее время на месте трагедии работает комиссия из Астаны. Бортовые самописцы уже найдены. Причина произошедшего крушения устанавливается.
– В 19.17 на пульт дежурного поступил звонок о том, что в международном аэропорту города Актобе потерпел крушение учебно-тренировочный самолёт Л-39, принадлежащий ВИСВО, – поясняют в пресс-службе ДЧС Актюбинской области. – В связи с этим в аэропорт Актобе было направлено 14 человек состава службы пожаротушения, 2 единицы специальной техники, автотранспорт с 4-мя спасателями, бригада скорой помощи и специалисты «Центра катастроф». В 22.00 нам дали команду «отбой», так как помощь уже никому не была нужна. Пожара на месте происшествия не было.
20 ВЕРСИЙ ПРОИЗОШЕДШЕГО.
К складу временного хранения, где произошла трагедия, корреспондентов «Эврики» не пустили, сославшись на то, что на месте происшествия работает следственная группа министерства обороны. Хотя, что мы можем увидеть такого сверхсекретного? Ох уж мне эти совдеповские пережитки прошлого! Но работники аэропорта немного прояснили ситуацию. – Пока ведётся расследование катастрофы, мы не можем давать оценку произошедшему. Известно лишь, что самолёт каким-то образом сошёл с полосы и врезался в ангар, – говорит инспектор по безопасности полётов АО «Международный аэропорт Актобе» Владимир РУМЯНЦЕВ. – Никакого взрыва и возгорания не было. Грохот был от сильного удара самолёта о металлическую обшивку склада временного хранения. До этого воздушное судно задело бордюр и забор, после чего перевернулось. Курсант Массалимов катапультировался. Пока непонятно, сам он катапультировался, или устройство само сработало по какой-то причине. Парень перелетел через бетонный забор аэропорта и врезался во внешнее ограждение СВХ. Если бы не забор, курсант, возможно, остался бы жив.
По сообщению ИА «Интерфакс-Казахстан», следствие отрабатывает 20 возможных версий катастрофы.
– В настоящее время проводятся следственные действия. «Черный ящик» сохранился, но специалисты дадут заключение дней через двадцать, возможно, и через месяц, – сообщил в понедельник информагентству начальник Западного регионального военно-следственного управления МВД республики Бахытказы ЖУНИСЖАНОВ. – Методом исключения можно прийти к единственно верному заключению.
Начальник военно-следственного управления пояснил, что ЧП на взлетно-посадочной полосе аэропорта Актобе расследуется совместно с межведомственной комиссией.
– Мы ожидаем результаты её работы. Со своей стороны, допрашиваем свидетелей, назначены биологическая, химическая, физико-химическая, судебно-медицинская экспертизы. Изъяты полностью документация, материалы по техническому состоянию самолета, а также запись видеонаблюдения с видеорегистраторов, – добавил Бахытказы Жунисжанов.
19 июля в Акмолинской области хоронили лётчиков, погибших во время авиакатастрофы в Актобе. Похороны курсанта Армана Массалимова прошли в поселке Ильинка недалеко от Астаны. Подполковника Евгения Виссарионова похоронили в селе Бурабай близ Щучинска.
Владимир БУРЬЯНОВ,
|