Под депутатским контролем
Практически все материалы на строительстве трассы – казахстанского производства, что немаловажно для поддержки отечественного производителя, а большинство деталей и исход-ных материалов произведено в нашем регионе. Это позволило обеспечить работой более 600 актюбинцев, из них 200 человек получили работу по программе «Дорожная карта».
Проект такого масштаба требует особого контроля, поэтому стройку посетили мажилисмены.
– Сейчас мы наблюдаем, как проходит реализация государственной программы «Нурлы жер», принятой в этом в рамках антикризисных мер правительственного штаба, – прокомментировал ситуацию депутат мажилиса парламента РК Глеб ЩЕГЕЛЬСКИЙ. – Нас интересует, сколько принято рабочих по этой программе, какая у них зарплата и какие трудности возникают у подрядчиков во время строительства.
Необходимость строительства трассы «Южный обход» возникла давно. Она не только способна разгрузить движение, но и снизить количество автомобильных выбросов в черте города, что очень важно при нынешней экологической обстановке. Прежде большегрузный транспорт проезжал совсем рядом с жилым массивом, нередко грузовики заезжали в город. Теперь же эта проблема будет решена.
– Первый раз о трассе «Южный обход» речь зашла ещё 13 лет назад, – поделилась мажилисвумен Дания ЕСПАЕВА. – Для нас было очень важно, чтобы машины, которые едут со стороны Орской трассы, не заезжали в город. Три года назад наконец-то было принято решение о реализации проекта. Проект получил финансовую поддержку из республиканского бюджета. Общая его стоимость – чуть больше 6 млрд тенге. Все средства на него поступили из республиканского бюджета.
Новые технологии для нового времени
Первым объектом посещения стал мост через Илек недалеко от посёлка Заречный. Эта конструкция является самым большим мостом такого типа в области.
– Деформационный слой на этом мосту системы «Мавр», – говорит начальник участка Ринат АРИНОВ. – Такая же технология использовалась при строительстве моста в 12-м микрорайоне, который хорошо зарекомендовал себя при эксплуатации. Преимущество этой системы в том, что каждая плита «работает» независимо. Между каждой плитой есть специальная резиновая прокладка, которая делает конструкцию более устойчивой к износу от проезжающей тяжёлой техники. Срок эксплуатации такого моста 50 лет, но на практике он может прослужить намного дольше. Необходимо только время от времени менять дорожное покрытие.
Дорожное полотно на трассе «Южный обход» укладывается по новой технологии. Щебёночно-мастичный асфальтобетон используется в стране более 10 лет, но у нас эта практика пока только внедряется. Такое покрытие способно сохранять свои свойства при резком перепаде температур, характерных для нашего региона. Оно не деформируется из-за большегрузных машин. Добавки целлюлозы делают полотно более эластичным. Гарантийный срок такого покрытия 5 лет. За это время оно практически не меняется. Смена асфальта тут потребуется только лет через 15.
Пока главной проблемой строительства остаётся острая нехватка профессиональных кадров. Штаты дорожных рабочих расширяются, но найти опытного асфальто-укладчика или даже бульдозериста – сейчас проблема. Максимум, что можно доверить человеку, который только пришёл в эту сферу – несложная работа по выравниванию гравия лопатой.
– Как аккуратно ни укладывай покрытие, но если за руль спецтехники сядет неопытный водитель, то всё равно асфальт пойдёт волнами, – утверждает генеральный директор ТОО «КТП» Николай БУКАНЁВ. – А если дать более сложное задание? Нам приходится заниматься обучением новых работников или переучиванием вчерашних выпускников. Было бы неплохо, чтобы учебные заведения давали теоретические знания, а уж мы тогда дали практические знания. Актюбинские училища выпускают специалистов, но большинству студентов нужен только диплом, работать по специальности они не хотят. У нас на некоторых вакансиях в сельской местности оклад доходит до 220.000 тенге. Представляете, насколько это большие деньги для посёлка? Но даже за эту сумму вчерашние выпускники работать не хотят
Решить этот вопрос можно было бы, обязав выпускника после бесплатного обучения отработать на определённом объекте установленный срок. Но таких правил сейчас нет.
Мажилисмены пообещали помочь решить эту проблему.