Почему банки в сговоре с мошенниками?
«Мы щас на твои бабки зажигаем…»
Алматинцу Талгату позвонили из «Каспи банка» и сообщили, что прямо сейчас в далёком Актау на него берётся кредит. Чтобы Талгат ни минуты не сомневался, ему продиктовали данные его удостоверения личности и сказали, что нужно быстро заблокировать карточку.
– Приболтали меня так, что я установил на телефон какую-то программу удалённого доступа, показал на камеру своё лицо, – рассказывает Талгат корреспонденту «Эврики». – И только тогда до меня стало доходить, что что-то не так. Я бросил трубку и перезвонил на «горячую» линию «Каспи банка»: «Вы мне звонили?» – «Нет».
Мошенникам удалось под данные Талгата взять в «Жусан банке» кредит на 750.000 тенге. Пробивали они и «Хоум банк», и «Евразийский», и «Алтын банк», но там им отказали.
– Как это может быть?! – возмущается Талгат. – Без моего присутствия, без моей подписи за 15 минут «повесить» на меня кредит?
В тот же день, часов в 11 вечера тот же голос совершенно с другого номера прислал Талгату голосовое сообщение: «Ну чё, мы щас на твои бабки зажигаем. Спасибо, «Каспи!»…
Для аферы хватит одного ИИН
Подобных случаев в Сети описано немало. Человек разместил на рекламном сайте объявление о продаже телефона. Позвонил парень-студент, сказал, что он – иногородний, банковской карточки у него нет, а мама из другого города по случаю передаёт ему деньги. Попросил ИИН и номер карточки. Вскоре на карточку, действительно, «упали» 190.000 тенге. Продавец телефона оставил себе сумму за проданный телефон, а остальное отдал студенту. Несколько дней спустя продавец узнал, что эти самые 190.000 тенге на него оформили в кредит.
В разгар пандемии, когда государство выдавало людям, потерявшим работу, по 42.500, мошенники активизировались – заводили на имена разных людей социальные банковские карты и получали деньги. Для этого им были нужны случайная sim-карта и ИИН.
Помните, государство нас пугало, что sim-карта, которой в телефоне пользуетесь годами, не станет работать, если её не перерегистрируете? Оказывается, ещё как работает! Я уж не говорю про ИИН, который, оказывается, на любого казахстанца можно найти без труда. ИИН можно узнать через сервис «Поиск налогоплательщика» комитета государственных доходов министерства финансов. Если лень искать, то его можно найти в интернете. Летом 2019 года сообщалось, что произошла утечка (или за деньги кто слил?) данных 11.000.000 казахстанцев – практически всего совершеннолетнего и трудоспособного населения. Адреса, телефоны, имена, даты рождения, ИИН….
«Не является налоговой тайной»
Сегодня разные государственные (и не очень) структуры располагают громадным массивом личных данных соотечественников. Правда, их сохранность соблюдается, как показывает практика, из рук вон плохо. А ИИН, по которому банковский кредит может взять чужое лицо, относится и к «персональным данным с ограниченным доступом». В переводе с чиновничьего на русский это означает, что ИИН не является налоговой тайной и доступен каждому встречному.
В любом обменном пункте при покупке или продаже даже незначительной суммы в валюте снимают ксерокопию с удостоверения личности клиента. В поликлиниках тоже напропалую сканируют удостоверения. Да мало ли где! А вы уверены, что ни у кого не возникнет соблазна ими воспользоваться?
А банки – это вообще отдельный разговор. По идее, в страшном сне не должно привидеться, что на человека вдруг могут «повесить» кредит, а он об этом и вовсе не просил. Почему банкам разрешено нарушать права человека, прикрываясь цифровизацией и экономией времени клиента? И почему мы так мало знаем примеров, когда за решётку отправлялся банковский работник, схваченный за руку при оформлении кредита на заведомо чужого человека?
А пока выходит, что человек, на которого мошенники в сговоре с банком (давайте называть вещи своими именами) оформили кредит, вынужден бежать в банк, обивать пороги и доказывать очевидное: что он этот кредит не брал, да и вообще до сего дня не знал, по какому адресу этот банк находится. И получается, что хвалёная банковская система обслуживания работает против человека.