Дыма без огня, конечно, не бывает. Встречаются случаи, когда строительно–монтажные организации, восстанавливая дорожное полотно, то люки коммуникаций в асфальт закатают, то, наоборот, тротуары восстановить забудут. Лично я был свидетелем такой ситуации, когда шёл мокрый снег, а рабочие с завидным усердием пытались положить асфальт.
Но бывают и другие случаи. Когда подрядчики выполняют свою работу добросовестно, а жители всё равно считают, что где–то недотянули, где–то недокатали, а где–то ничего и не делали.
Если строители проводят СМР или земляные работы, сопряжённые с разрушением асфальтового полотна, то по их окончанию они обязаны дорогу или тротуар привести в первоначальный вид. То есть, сколько асфальта загубил, столько и восстанови. Если иное не предусмотрено рабочим проектом.
АСФАЛЬТ, РЕМОНТ И ВОДОПРОВОДНЫЕ ТРУБЫ
– В прошлом году мы начали осуществлять проект по реконструкции водопроводных сетей в 11–м и 12–м микрорайонах. В этом году он завершён, – рассказывает директор ТОО «Актобеспецстрой» Дмитрий СЕРБИН. – В общей сложности поменяли порядка восьми с половиной километров труб диаметром 450 мм и около пяти километров подводки к жилым домам (внутриквартальные сети). Акт приёмки госкомиссией подписан ещё в начале августа. И тут у нас возникает куча недоразумений. Первое и самое главное, на что больше всего обращают внимание жители, это асфальт. Получается вот такая интересная штука. Каждый проект проходит экспертизу. Наш проект разработан в 2011 году. А делать его мы начали в 2014–м. Я уже молчу про инфляцию, девальвацию и прочее. Сделать сделали. Но теперь возникает дилемма – за эти три года выросли магазинчики, павильончики, пристроечки и целые сооружения, которых нет в проекте. В нём чёрным по белому написано: «замена вводов в 108 жилых домов». Теперь начинают возмущаться владельцы павильонов: дескать, до ремонтных работ у нас была вода, а сейчас её нет. А я им ещё в прошлом году говорил: если прокладывают мимо вас трубопровод – подойдите и поинтересуйтесь, что вообще происходит и что нужно делать? Ни один не подошёл и не спросил! Единственное, так это подходили жители 12 микрорайона с одним лишь вопросом: «А когда вы нам горячую воду дадите?». Приходилось каждому объяснять, что к горячей воде мы никакого отношения не имеем.
Ну нет этого здания в проекте!
МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ
– Идя навстречу многочисленным пожеланиям трудящихся, в рамках поддержки малого и среднего бизнеса по пути к светлому будущему решение части возникших проблем мы взяли на себя, – говорит с иронией Дмитрий Вячеславович. – Вот, например, здание «Народного банка» в 12–м микрорайоне. Не оставишь ведь его без воды. Здесь вообще курьёзная ситуация. Здание банка просто забыли включить в проект, как и здание АО «Казактелеком» в 11–м микрорайоне. Можно много примеров привести.
По словам Сербина, если его компания начнёт всех потребителей, которых нет в проекте, подключать к сети водоснабжения, то завтра придут господа из уполномоченных органов и поинтересуются, откуда деньги растут. Но даже не в этом самое плохое. Экспертиза проектов пропускает только ширину разрытия.
Нужно положить трубу? Её диаметр меньше, чем ширина ковша экскаватора? Всё, значит, в проекте закладывается разрытие на ширину ковша – 1 метр. Не считается с откосом, как положено по СНиПам (строительным нормам и правилам). То есть, и асфальтирование рассчитывается тоже на ширину 1 метр.
– При этом на проезжей части не предусмотрен непросадочный грунт – песок. По проекту 60% выкопанного грунта идёт в отвал, а 40% – на вывоз для последующей завозки и засыпки, – объясняет директор ТОО «Актобеспецстрой». – Под трубой предусмотрено 10 см песка, над трубой немного песка, который уплотняется, а дальше всё засыпается нашим глинистым грунтом. А вместо него должен быть песок, но экспертиза его не пропускает – дорого. По правилам благоустройства у нас положено асфальтировать сразу после завершения работ. Что мы имеем? В смете не предусмотрены ни песок, ни послойное уплотнение грунта. Получается, мы верхушку прикатали, асфальт постелили. Машины начали ездить – грунт стал проседать, появился провал. Кто остаётся виноватым в конечном итоге? Естественно, подрядная организация.
В правилах по благоустройству написано, что при разрытии необходимо асфальтировать на всю ширину проезжей части или тротуара. Что остаётся в сухом остатке? Если я, согласно правилам благоустройства, положу асфальт на всю ширину проезжей части, то завтра придёт прокуратура и спросит: «Где бюджетные деньги, брат?». А если я заасфальтирую согласно проекту, то с другой стороны возникнут ребята из сектора по благоустройству и наложат на меня штраф. У нас по завершённому проекту было предусмотрено в общей сложности 4.900 квадратных метров асфальта и 1.000 квадратных метров тротуарной плитки.
КУДА ЗВЕЗДОЛЁТ ДЕЛ?
Но самую сильную головную боль компании Дмитрия Сербина доставляют местные жители со своими разыгравшимися фантазиями.
– Стоит только раскопать – и начинается. Подойдёт кто–нибудь и заведёт песню, дескать, здесь стоял чуть ли не марсианский звездолёт – восстанови его назад, – продолжает Сербин. – Я уже вынужден перед началом работ ходить и фотографировать местность, чтобы потом доказать, что там ничего не было. А сейчас подобных скандалов уйма! Или наоборот. Мы копаем в одном месте, а к нам подходят люди и настаивают, чтобы мы убрали песок совершенно в другом месте. Но это не наш песок. Почему мы его должны убирать?
Много объектов в 11–м и 12–м микрорайонах построено с нарушениями. Согласно правилам пользования коммунальным водопроводом РК, на расстоянии пяти метров от диаметра трубы в одну и в другую сторону не должно быть никаких строений.
– Но бывает, что на трубе строят магазины. Или по всей длине трубы построен забор, – возмущается Дмитрий Вячеславович. – Если АО «Акбулак» этим заинтересуется, мы готовы ему предоставить список – идите, ребята, штрафуйте. Надо как–то людей к порядку приучать.
Владимир БУРЬЯНОВ,
Фото Анастасия ЗЮЗИНА