Отец города
15 января 2014 года. №2 | ||||
16 января исполнилось бы 100 лет Василию Андреевичу ЛИВЕНЦОВУ, человеку, которому мы обязаны за современный Актюбинск. | ||||
1976 г. Открытие бюста космонавту Виктору Пацаеву. | ||||
1. В декабре 1971 года Динмухамед КУНАЕВ предложил Василию Ливенцову, в то время первому секретарю Чимкентского обкома партии, возглавить Актюбинскую область. Василий Андреевич принялся было отказываться – мол, самому 58 лет, два года до пенсии осталось. Кунаев тут же прервал его: «Ещё 8–10 лет ты сможешь плодотворно работать в Актюбинске… После выписки из больницы отправляйся в Актюбинскую область, там надо укрепить руководство. Прошу тебя снять свои возражения относительно перевода».
Лететь в Актюбинск предстояло 16 января, в день рождения Ливенцова. Это было уже слишком! Найдя какой–то предлог, Василий Андреевич перенёс выезд на 2 дня позже.
2. Напутствуя Ливенцова, Кунаев заметил: «Там, в Актюбинске, многие руководящие работники, начиная с первого секретаря обкома партии и председателя облисполкома, мало занимаются служебными делами, а больше подготовкой своих кандидатских диссертаций». По приезде в Актюбинск Ливенцов собрал этих «кандидатов» и предложил им, если уж так невтерпёж в рабочее время заниматься наукой, освободить кресла.
3. Бывший председатель горисполкома Владимир ФИНЮТИН вспоминает, что Ливенцов был очень резким руководителем.
– На одном из совещаний он меня и начальника треста «ЗапКазтяжстрой» сильно отругал. После я ушёл к себе в кабинет, но недолгое время спустя секретарь Ливенцова вновь вызвала меня к нему. Он вышел из–за стола: «Владимир, ты извини, что я немножко на тебя пошумел».
Ещё круче первый секретарь разбирался с нерадивыми хозяйственниками. Накануне одного из совещаний с руководителями сельских хозяйств Ливенцов объехал поля и нарвал сорняков. А потом, на совещании, вызывал к трибуне директоров и главных агрономов и прилюдно вручал им эти «букеты».
4. Время Ливенцова, прежде всего, запомнилось тем, что при нём в Актюбинске появилось новоё жильё и целый ряд объектов, на долгие годы определивших лицо города. Центральный стадион, «мочаловская» больница, АВЛУГА, здание железнодорожного управления, дворец спорта, гостиница «Космос», главный корпус пединститута, вокзал, аэропорт, автомобильный мост, автобусный и троллейбусный парки и само троллейбусное движение…
Своей первой актюбинской стройкой Ливенцов считал новую телевизионную вышку.
«…Как–то ночью, возвращаясь в Актюбинск из командировки, попал в длительную автомобильную пробку на железнодорожном переезде в центре города, – вспоминал Ливенцов о начале другой стройки. – Простояли порядочное время. Водители, заметив машину первого секретаря обкома, усердно митинговали, не стесняясь в выражениях.
На другой день решил разобраться в ситуации. Оказалось, что проект строительства путепровода изготовили ещё два года назад. Но руководство города никак не могло решить проблемы обеспечения стройки необходимыми материалами. Кроме того, с железнодорожниками не согласовали «окно» на период строительства. Мне стало ясно: никто по–настоящему не брался за это дело. Пришлось действовать самому. И в течение буквально трёх месяцев в Актюбинске появился капитальный путепровод через железную дорогу, а «пробки» в движении автотранспорта, как говорится, канули в Лету».
5. В 1978 году был утверждён генплан Актюбинска. Делала его киевская проектная организация. Спустя месяц после того, как начались работы по продолжению Ленинского проспекта, Ливенцов собрал строителей: «Что вы наделали?! Что запроектировали?! Дорожка какая–то пешеходная – две машины не разъедутся». И заставил увеличить ширину проспекта на 6 метров.
6. Как вспоминает Владимир Финютин, министерство местной промышленности потребовало место для строительства камвольно–суконного комбината. Первая его очередь – фабрика первичной обработки шерсти.
– Мы со своими специалистами посидели, подумали: комбината нам здесь не видать – только недавно такой же открыли в Кустанае, – вспоминает Владимир Иванович. – А ПОШ построят здесь – всю грязь нам оставят. Ведь для этого производства нужно огромное количество воды. А у нас в городе не было очистных сооружений – только поля фильтрации на юго–западе. Каждую весну условно чистые воды мы сбрасывали в Илек. Решили – строить фабрику ПОШ, если в объём будет включено строительство очистных сооружений, сетей канализации и, где надо, напорных станций. С этим предложением я и пошёл в горком. Построили.
7. «Летом 1973 года в Алма–Ату приехал Брежнев по случаю вручения Казахстану ордена «Дружбы народов». В аэропорту его встречали члены бюро ЦК КП Казахстана, руководители правительства и первые секретари обкомов партии, – вспоминает Василий Андреевич. – Подойдя ко мне, Леонид Ильич прикоснулся рукой к моей голове. «Да ты ведь начал седеть, а когда работал в ЦК заведующим отделом, то выглядел молодцом, без седины», – проговорил он. Потом спросил, как мои дела, сказал, что доволен моей работой, обнял меня и расцеловал. Этот момент запечатлён на фотоснимке, который я бережно храню».
8. С первых дней работы в Актюбинске Ливенцов стал посещать местные магазины, которые оказались гораздо беднее чимкентских. А овощных магазинов не было вообще. В одном из магазинов Ливенцов поинтересовался у продавщицы: «Когда привезут овощи?». Та, не узнав первого секретаря обкома, ответила: «Видимо, вы человек приезжий и не знаете, что овощи к нам зимой не привозят».
«Раздосадованный увиденным , поручил руководству города подготовить расчёты потребности в картофеле, овощах, фруктах и бахчевых. Поинтересовался также возможностью производства их в пригородной зоне, – вспоминает Ливенцов. – Несколько человек отправил в Чимкент за опытом и проектно–сметной документацией. Через некоторое время горисполком, облторг и облпотребсоюз занялись строительством в Актюбинске складов для хранения картофеля, овощей и фруктов. Они с успехом справились с поставленной задачей, и с 1974 года в областном центре стали и летом, и зимой продавать собственные овощи и фрукты».
9. Во второй половине 1973 года в Актюбинске началось строительство нового железнодорожного вокзала. Ливенцову с большим трудом удалось добиться в Москве разрешения на его возведение и финансирования. И вот, когда старое здание снесли и уже построили цокольный этаж нового, из министерства путей сообщения СССР неожиданно поступает указание: «Старый вокзал не сносить, строительство нового отменить!». О причинах не сообщалось, но, скорее всего, власти экономили средства для строительства Байкало–Амурской магистрали. Но Ливенцов, прихватив с собой фотографии начавшейся стройки, помчался в Москву и убедил железнодорожное начальство продолжить строительство вокзала.
В августе 1975–го вокзал сдали в эксплуатацию, одновременно обустроив прилегающую к нему площадь. А рядом уже возводились кирпичные девятиэтажные дома.
| ||||
Василия Ливенцова похоронили на Троекуровском кладбище Москвы рядом с его Марийкой. | 1975г. Семья первого секретаря: супруга, дети, сноха и внук. | |||
10. При Ливенцове в Актюбинске было построено и здание типографии по улице Строительной. Когда первый секретарь отправился в ЦК просить на это деньги, то в ответ услышал: «Дорогой Василий Андреевич! Когда ты работал секретарём Чимкентского обкома партии и просил деньги для тамошней типографии, знаешь, каким образом мы их нашли? Мы исключили из плана строительство актюбинской типографии. Актюбинцы сами виноваты: им вовремя давались средства, но они слишком долго «раскачивались».
Ливенцов пообещал, что уж он–то долго раскачиваться не будет.
11. Благодаря Ливенцову в городе появились троллейбусы. А дело было так.
«В конце 60–х и особенно в 70–х годах в Актюбинске резко обострилась проблема транспортного обслуживания населения, – вспоминал первый секретарь. – Опоздания людей на работу приняли массовый и хронический характер: автобусный парк не справлялся с пассажиропотоком. В утренние часы сотни людей скапливались на остановках, «митинговали», поминали недобрым словом «отцов» города и области. Уехать невозможно, а дойти пешком тем более: ведь к этому времени город растянулся в длину на 15–16 километров! Подумалось: «А почему бы, как в Чимкенте, не устроить здесь троллейбусное движение?». На одном из совещаний поставил перед городскими властями и руководителями актюбинских предприятий задачу: потрясти свои бюджеты, не жадничать и найти средства для строительства троллейбусных линий…
Во время посещения области Кунаевым в 1974 году я рассказал ему о серьёзных трудностях в работе внутригородского транспорта и попросил поручить министерству коммунального хозяйства включить в план на 1975 год строительство троллейбусных линий….
Электротранспорт поехал в Актюбинске на год раньше, чем в Целинограде и Кустанае, хотя прокладывать линии там начали одновременно с нами… Открытие троллейбусного движения мы приурочили к приезду Кунаева: в августе 1982 года Димаш Ахмедович лично разрезал ленточку, пустив первый троллейбус».
В минувшем году власти города под предлогом замены проводов приостановили движение троллейбусов, а затем и вовсе заявили, что «рогатые» больше ездить не будут.
12. Ещё будучи студентом сельхозинститута Ливенцов прослышал о Шыганаке Берсиеве, собиравшем на поливных участках по сто с лишним центнеров проса с гектара. Приехав в Актюбинскую область, Ливенцов принялся искать берсиевское белое просо. Нашлось около мешка на чердаке дома у одного из родственников Шыганака. Просо посеяли на орошаемой и предварительно удобренной земле. Но собрали не более 50 центнеров с гектара.
13. На одной из встреч Леонида БРЕЖНЕВА с первыми секретарями обкомов партии Ливенцов попросил его поручить министерству нефтяной промышленности ускорить разведку и увеличить добычу нефти. Брежнев поинтересовался: «А сколько у вас нефти добывается сегодня?. – Один миллион тонн. «Ну, это не то количество, чтобы данным вопросом занимался генеральный секретарь». Когда же Ливенцов сказал, что, по прогнозам, запасы актюбинской нефти исчисляются миллиардами тонн, Брежнев поручил своим помощникам взять это предложение на контроль.
14. Интересную историю, связанную со строительством «мочаловской» больницы, вспоминает Василий Андреевич:
«Возвращаясь из района, я специально подсказал своему шофёру Борису Запорожскому, чтобы он на обратном пути проехал по улице, где располагалась городская больница. Возле неё мы и остановились. Размещалась она в нескольких отдельно стоящих деревянных домиках старинной постройки. Выглядела удручающе. Я Кунаеву и Ашимову говорю: «Ведь это же не лечебное заведение, а ад кромешный. Город быстро растёт, а нормально лечиться негде. Мы многократно просили выделить средства на строительство современной больницы, без которой очень сложно жить. Однако нам их не дают». Димаш Ахмедович, обращаясь к Ашимову, заметил: «Действительно, надо что–то решать».
Днём позже, на собрании областного партийно–хозяйственного актива я принародно заявил: «Мы должны сказать большое спасибо Димашу Ахмедовичу и Байкену Ашимовичу за то, что они решили выделить средства на строительство новой городской больницы». Эти слова зал встретил аплодисментами. А сидевший рядом со мной Кунаев проворчал: «Ну и купил же ты нас с Байкеном!».
15. Тукмурза КУНБАЕВ, почти четыре десятилетия проработавший в актюбинском обкоме компартии, вспоминает, что в 1981–м область намолотила в закрома родины рекордные 1 миллион 600 тысяч тонн хлеба. Тогда Динмухамед Кунаев распорядился наградить лучших механизаторов автомобилями, а первого секретаря обкома Ливенцова руководитель республики одарил для встреч высокопоставленных гостей «Чайкой», на которой до этого ездил сам.
16. Приближалось 75–летие Брежнева. Партийные организации ломали голову над тем, что подарить дорогому Леониду Ильичу. Актюбинский обком не был исключением и к юбилею вождя стал готовиться заранее. Скульптору Щербакову (автору памятника Ленину перед зданием обкома) заказали бюст Брежнева. Это, так сказать, был официальный подарок. Второй подарок изготовили, что называется, от души – сшили унты из волчьей шкуры. Доставить подарки адресату было поручено Тукмурзе Кунбаеву.
С вещами Кунбаев прибыл в известное здание на Старой площади к своему московскому начальнику – управляющему делами ЦК Павлову. Бюст и несколько приветственных адресов забрали и отнесли в соседнее помещение, где такого добра уже скопилось немало. С унтами – отдельная история. Павлов вызвал личного водителя Брежнева, который отнёс тёплый подарок своему патрону, а потом сообщил, что обувка главе государства понравилась. Услышав это, управделами Павлов заметно подобрел и поинтересовался у Кунбаева, не надо ли чего.
– Да вот, знаете, – начал Тукмурза Кунбаевич, – персональная машина у первого
секретаря совсем поизносилась. Нельзя ли новую?
– Конечно, можно! – воскликнул управделами и отдал распоряжение аппарату готовить необходимые документы.
– И мебель добротную бы ему в кабинет, – вконец осмелел Кунбаев.
Так Василий Ливенцов обзавёлся новой «Чайкой» и превосходной рабочей мебелью.
17. В январе 1985 года 71–летний Василий Ливенцов запросился на покой. Распоряжением Совета министров СССР ему пожизненно была утверждена персональная пенсия союзного значения в размере 400 рублей. Вместе с супругой бывший первый секретарь обкома переехал в Москву.
18. Руководить областью был поставлен бывший секретарь компартии Казахстана Юрий ТРОФИМОВ, который не вызывал у Ливенцова уважения хотя бы своим негативным отношением к Кунаеву.
«А ведь Трофимов лебезил перед Кунаевым, будучи членом бюро и секретарём ЦК КП Казахстана, восхвалял его. А на другой день, когда избрали другого первого секретаря ЦК, стал обливать его грязью! – негодовал Ливенцов. – Спрашивается, когда он говорил правду? Как его после этого называть! Это похоже на «флюгер» с неурядицей в мыслях и взглядах. Всё это выглядит кощунственно и оскорбительно по отношению к Человеку, которого народ глубоко чтит и уважает!».
19. Своё 85–летие Василий Ливенцов встретил в Актюбинске, куда его пригласили местные власти. В день рождения, 16 января 1999 года, Василия Андреевича привезли к дому по улице Перова, где он жил. Здесь его ждала не только неожиданная и трогательная встреча с соседями по дому и людьми, с которыми раньше работал. Ливенцов даже и не заметил, что висевшая на углу дома табличка с названием улицы закрыта белой тканью. «Василий Андреевич, посмотрите–ка сюда!» – призвал аким области Аслан МУСИН, и его помощники сдёрнули покрывало.
«Улица имени В.А.Ливенцова», – еле слышно прочёл именинник, и по его лицу покатилась слеза…
Виктор ГЕРБЕР
В статье использованы
материалы воспоминаний
В.А. Ливенцова «Моё время»
Использованы фото из архивов Т.Кунбаева
и В.Финютина.
|
Guest
|
Не очень хороший был человек.
|
admin
|
Guest, почему Вы так думаете?
|