Они остановились, не обещав поехать
Актюбинцы ещё не знают о том, что власти города не рассматривают вопрос о возобновлении троллейбусного движения по окончании реконструкции и ремонта дорог. Этот вид транспорта стал непосильным для казны. | ||||||
Актюбинск стал пятым городом Казахстана после Алма-Аты, Караганды, Петропавловска и Джамбула, где открыли троллейбусное движение. После этого экологически чистый транспорт появился ещё в нескольких областных центрах республики, однако не везде ему удалось выжить в годы развала Советского Союза. Он оказался никому не нужным в Костанае, Астане, Караганде, Атырау и Шымкенте.
Идея развития в нашем городе нового вида общественного транспорта принадлежит первому секретарю обкома партии Василию Ливенцову. Строительство тяговых подстанций, административного и производственных зданий началось в 1979 году.
А торжественное открытие первой линии состоялось 11 августа 1982 года. На церемонию в Актюбинск специально прилетел первый секретарь ЦК компартии Казахстана Динмухамед Кунаев. На маршрут №1 «Студенческая – парк им.Пушкина» в тот день вышло пять троллейбусов. К началу 90-х в нашем городе уже было пять маршрутов. В лучшие годы в парке насчитывалось 64 машины, на линию ежедневно выпускали 49-50 троллейбусов. Ну, а потом для предприятия-перевозчика наступили тяжёлые времена…
Похоже, что актюбинские троллейбусы постигнет та же участь собратьев по несчастью, что и в других городах Казахстана. В середине минувшего лета в Актобе принялись за масштабную реконструкцию дорог. Когда в связи с ремонтными работами начали демонтировать троллейбусные опоры и снимать провода контактной электросети, горожане предполагали, что это всего лишь плановая замена устаревшего оснащения единственной оставшейся линии. Но, к сожалению, подтвердились самые пессимистичные прогнозы.
По информации заместителя акима Актобе Геннадия ДУДАКОВА, вопрос возобновления троллейбусного движения городскими властями пока не рассматривается.
– Подвижной состав троллейбусного парка исчерпал все ресурсы, стал нерентабельным, приносящим немалые убытки, – говорит Геннадий Дудаков. – В последние годы на контактной сети, эксплуатирующейся с 1982 года, и зимой, и летом часто происходили порывы, что могло привести к серьёзным последствиям. Современный троллейбус требует вложения больших денег, а сейчас мы себе этого позволить не можем.
В самом троллейбусном парке, по словам главного инженера предприятия Гиззата АЛДИЯРОВА, не видят ничего страшного в возникшей ситуации.
– Что я могу сказать по этому поводу? – размышляет Гиззат Алдияров. – Если в акимате приняли такое решение, то мы обязаны его исполнять. В последнее время на маршрут выходило всего восемь машин. В коллективе вполне спокойно восприняли приостановку троллейбусного движения. Никто из парка не ушёл. Имеющие водительскую категорию «D» по желанию пересели на автобусы. Другие, в том числе и водители-женщины, кто захотел, проходят переобучение. По тендеру мы обслуживаем 14 автобусных маршрутов, так что работы всем хватает.
Не хочется в это верить, но троллейбусы в Актобе приказали долго жить. А ведь они были для многих самым доступным по стоимости проезда видом транспорта. Как говорится: пациент скорее мёртв, чем жив...
Сергей ЖЕЛЕЗНЯК,
|