«Он обещал, что вернётся домой пораньше…»
22 января 2014 года. №3 | ||||||||
11 декабря на Актюбинском заводе ферросплавов произошёл несчастный случай. 25–летнего помощника машиниста нашли зажатым между вагонами. Работодатели сообщили родственникам, что Султан АЙМУРАТОВ совершил суицид. Однако инспекция по труду не поверила и отправилась на производство с проверкой. | ||||||||
В семье Аймуратовых поминки. Прошло ровно 40 дней, как не стало любимого сына и молодого отца Султана. Парень всего несколько лет назад женился, а недавно стал счастливым папой. Но теперь 8–месячный Абылайхан больше никогда его не увидит. Султан умер при загадочных обстоятельствах.
ЕГО МОГЛИ ТОЛКНУТЬ…
10 декабря он как обычно ушёл на работу в ночную смену. Парень был помощником машиниста тепловоза на АЗФ. Но среди ночи Аймуратовым позвонили с завода и сообщили страшную весть: Султан покончил жизнь самоубийством. Родные были просто шокированы таким известием и не поверили ни единому слову. На место трагедии тут же выехала сестра молодого человека. Правда, Бахытгуль не подпустили близко к телу покойного. Издалека женщина увидела, что между вагонами зажат человек, но она до последнего не понимала, что несчастный случай произошёл с её братишкой.
– По дороге меня трясло, – говорит сестра Султана Бахытгуль БОКАЕВА. – Я всё надеялась, что на заводе просто ошиблись. Тем более, когда нам сказали, что Султан добровольно свёл счёты с жизнью. Он никак не мог такое совершить! Это был не такой человек. В нашей семье не было грандиозных скандалов, ругани и драки, чтобы Султан впал в депрессию, и уж тем более захотел совершить суицид. Эту версию работодатели сами придумали, чтобы избежать ответственности. Когда я приехала на место трагедии, увидела, что между вагонами зажат человек. Кругом ходили полицейские. Они не позволили мне приблизиться к братишке. Сказали: я замету следы. Следователи рассматривали и другую версию – убийство. Якобы его могли подтолкнуть.
УШЁЛ И НЕ ВЕРНУЛСЯ.
Для молодой вдовы Султана версия о самоубийстве тоже стала шоковой. Женщина держит на руках плачущего Абылайхана, её и саму душат слёзы. Когда произошла трагедия, малышу было всего 7 месяцев. Сейчас он немного подрос. Отец не мог дождаться, когда маленький Абылайхан станет делать первые шаги, рассказывает Эльмира. А накануне трагедии Султан строил совсем другие планы.
– В тот день он ушёл на работу в хорошем настроении, – со слезами на глазах говорит Эльмира. – Обещал, что придёт пораньше, чтобы я его не будила, а вечером пойдем, погуляем. Он мечтал построить дом, что всей семьёй там будем жить, что я продолжу свою учёбу, когда ребёнок уже будет ходить. Сына он называл не Абылайхан, а Абеке. Он очень его любил.
«НЕ ВЕРЮ!».
В рассказы работодателей о загадочной смерти помощника машиниста тепловоза не поверили и в управлении по инспекции труда. Сразу после несчастного случая на завод ферросплавов нагрянула специальная комиссия. Возглавил её начальник отдела управления Жолмурат ЖУБАНАЗАРОВ. Его насторожила не только версия о самоубийстве, но и то, что это был уже второй за последнее время подобный случай со смертельным исходом на АЗФ. Во время расследования выяснилась важная деталь. Оказывается, Султан вообще не должен был покидать тепловоз. Но из–за отсутствия специалистов парню поручили сцепить вагоны друг с другом. А это совсем не входило в его обязанности.
– Пострадавший Султан Аймуратов был принят на работу в качестве помощника машиниста тепловоза, – рассказывает Жолмурат Жубаназаров. – В его обязанности не входила работа составителя. Машинист и помощник машиниста относятся к локомотивной бригаде. Здесь есть большая разница. В трудовом кодексе чётко прописано, что работодатель предоставляет ту работу, которая обусловлена трудовым договором. Всё! Другую работу человек не должен выполнять. А Аймуратов получил травмы при сцепке 16 вагонов к дополнительным четырём. В этот момент его прижало между вагонами. После чего машинист стал ждать от него вестей, но рация не отвечала. Машинист позвонил диспетчеру, сообщил: так и так, Аймуратов молчит, не даёт никаких сигналов. Диспетчерская служба звонит рядом находящемуся составителю – просит его пойти и посмотреть. Придя на место происшествия, составитель обнаруживает Аймуратова зажатым между вагонами.
ШАНСОВ НЕ БЫЛО.
Во время расследования инцидента, рассказывает госинспектор, между членами комиссии возникали спорные вопросы. Работодатель до последнего утверждал, что Аймуратов покончил жизнь самоубийством. Но вот ответить на главный вопрос: почему же его отправили выполнять работу, которая совершенно не входила в его обязанности, на АЗФ не смогли.
– У них составителей нет, именно при маневровых работах, – объясняет сам инспектор по труду. – По штатному расписанию у них составители не предусмотрены. Со стороны руководства были подозрения, что, якобы, он сам встал туда, специально, по каким–то личным мотивам и т.д. Но, извините, он находился на рабочем месте и выполнял свои трудовые обязанности в интересах работодателя. Суицид – это вопрос спорный. Во–первых, рядом с пострадавшим очевидцев не было. Во–вторых, допустим, тепловоз находится в начале состава, после него – 16 вагонов. Никто ничего не видел. По той видеокамере, которая там была… Она установлена издалека, видно, свет моргнул – и всё. Только тени. И то какие–то доли секунды. Я точно знаю, что железнодорожный цех и ответственные работники по безопасности и охране труда расширили зону действия Султана Аймуратова.
Так резюмирует своё расследование госинспектор. На самом же заводе никак не комментируют инцидент. К слову, известно, что масса одного вагона – больше 20 тонн. У Султана просто не было никаких шансов остаться в живых. Родные рассказывают, на теле парня не осталось ни единого живого места: все внутренние органы были деформированы. Теперь семья Аймуратовых требует только одного: чтобы нашли и наказали виновных в смерти сына.
– Я хочу справедливости, чтобы не гибли другие дети, – едва сдерживая эмоции, говорит мать Султана Аймуратова. – Мне не вернуть моего сына, которого я так сильно любила. Я каждый день его жду. Не могу я. Пожалуйста, помогите, чтобы не гибли другие дети, чтобы все работали добросовестно!
ВИНОВНОГО НАЙДУТ?
После окончания расследования госинспекторы установили, что на 90% виновен работодатель, вина работника – лишь 10%. Все материалы по данному делу специалисты уже передали в ДВД области для дальнейших следственных работ. Теперь несчастный случай, в рамках уголовного дела, будут рассматривать уже полицейские. Между тем инспекторы по труду уже сейчас утверждают, что руководство завода ферросплавов должно в обязательном порядке выплатить пострадавшей семье компенсацию по потере кормильца. И обеспечивать материально маленького Абылайхана до достижения им совершеннолетия. А в случае, если после 18 лет он поступит в вуз, работодатель должен будет оплатить и учёбу в высшем учебном заведении.
Аида НУРМАШЕВА,
|