Новые маршруты и автобусы появятся в Актобе
Сегодня на линию ежедневно выходят от 220 до 250 автобусов. Для Актобе с численностью больше полумиллиона человек это катастрофически мало. По мнению акима города Асхата ШАХАРОВА, нужно 600 автобусов, чтобы они могли курсировать с 5-минутным интервалом – так должно быть в идеале. К тому же большинство парка общественного транспорта уже устарело.
Напомним, что в августе прибыло 32 новых автобуса от компании «Qala Trans». До конца года планировали привезти ещё 150, но они так и не появились.
– Инвестор не успевает, потому что заказов много, – отвечает аким города. – На 70 автобусов они деньги уже полностью перечислили. Помимо «Qala Trans» в Актобе хотят зайти компании из других городов. Конкурс покажет, у кого будут лучше условия.
В прошлом году перевозчикам выделили субсидии – больше 4 миллиардов тенге. Но если обслуживание у транспортников будет некачественным, то полный объём субсидий они не получат, добавил аким. Сейчас идёт работа над созданием новых маршрутов. Особенно много жалоб от жителей пригородных районов и новых жилых массивов.
– Мы добавили больше автобусов в «Нур-Сити», – говорит Асхат Шахаров. – У нас в этот район курсируют 51-й, 52-й и 2-й маршруты. По этим трём маршрутам было 8 автобусов, сейчас их стало 17. Вдобавок изменили схему движения маршрута №29 – теперь он заезжает в «Нур-Сити». Город растёт, сегодня прежнего количества автобусов недостаточно. Недавно начали выдачу участков в жилом массиве «Бауырластар», завтра и там встанет вопрос с общественным транспортом.
ВОДИТЕЛЯМ – В ДВЕ СМЕНЫ. После работы актюбинцы «играют» в игру под названием «Поймай автобус». Если «проиг-рал», то добираешься с работы на такси. После 19.00 можно дождаться маршрут №26, только если очень повезёт.
– Водителей мало, – говорит о проблеме с кадрами аким города. – В 19.30 – 20.00 водители уезжают на базу, и у них остаётся час-полтора недовыполненного плана. Получается: чтобы организовать работу с 6 до 9-10 вечера, нужно две смены.
Вдобавок в городском отделе ЖКХ сообщили, что не каждый водитель может устроиться в транспортную компанию, а только с категорией «Д1», но чтобы её получить, сначала нужно отработать несколько лет на категории «Д». Так что отбор у перевозчиков строгий.
– Раньше они работали на свой карман, сейчас, когда всё прозрачно, им стало неинтересно, – говорит руководитель городского отдела ЖКХ Адильбек ТАНКИЕВ. – Мы стараемся повысить зарплату. Сегодня водитель общественного транспорта, если отработал 20-25 дней в месяц, может получить от 350 до 400 тысяч тенге.
Также глава ЖКХ высказался о проблемной ситуации с общественным транспортом.
– По городу считаются прибыльными только 5-7 маршрутов, где большой пассажирский поток, – утверждает он. – Например, с одного жилого массива выходит на остановки в день 500 жителей, туда попутно заезжают утром и вечером один-два автобуса. Понятно, что людям нужно добираться куда-то в течение всего дня, а не только в час пик. Но если туда запустить 10 автобусов, они будут ездить полупустыми, что нерентабельно. До 5 февраля «Автопарк» выпустит дополнительно 15 автобусов. Часть из них мы перекинем на жилые массивы. По городу нормальным считается интервал 7-10 минут. Такой интервал соблюдает только новый перевозчик «Qala Trans», у жителей нет нареканий на их автобусы. Понимаете, проблема с общественным транспортом не решалась в течение 6 лет, и за один день её нельзя устранить!
Как известно, ПАТП было выставлено на торги, но разговоры о продаже автобусного парка утихли.
– Необходимые процедуры идут, – заверил аким города. – Государство, наверное, плохой менеджер в этом плане. Здесь менялось очень много директоров, система работы не поставлена. Тем не менее процесс перехода в частные руки неизбежен.
ЗВОНИТЕ И ЖАЛУЙТЕСЬ! Работу общественного транспорта в городе контролирует система электронного билетирования «Avtobus», сейчас её модернизируют. Теперь на мониторе сотрудники центра управления смогут следить за движением каждого автобуса, вплоть до того, сколько километров он проехал и сколько пассажиров в салоне. Если водитель нарушает интервал движения, то на экране загорается жёлтый свет. Также система будет экстренно оповещать, если водитель общественного транспорта нарушает правила дорожного движения.
– Я лично буду находиться в диспетчерской, как минимум, два-три раза в неделю, – подчеркнул аким города Асхат Шахаров. – Мы перестраиваем систему работы общественного транспорта и хотим, чтобы актюбинцы тоже нам помогали. Поэтому все жалобы, замечания наших жителей по поводу автобусов мы ждём по телефону «109».