Не умрёт ли подписка?
Накануне подписной кампании на 2014 год АО «Казпочта» объявило о резком повышении тарифов. | |
Актюбинцам, которые привыкли получать газеты по подписке, придётся раскошелиться куда более, чем прежде. «Казпочта» решила: хватит думать о клиентах, пора подумать о себе. И оценила свои услуги по подписке в два с лишним (!) раза дороже.
Из письма, которое получила редакция «Эврики», следует, что стоимость доставки нашей газеты по городу повысится на 133%, а на селе – на 154%. То есть, если в этом году почтовики оценивали свои услуги в 61 тенге в месяц с каждого подписчика, то в 2014–м они решили, что должны получать 142,16 тенге. Сельчанам «повезло» ещё больше: им предложили платить по 154,89 тенге в месяц вместо тех же 61. Особенно умиляют эти тиынки в расчётах почтового монополиста. Они всегда округляются. Догадайтесь, в какую сторону.
ДОЛГАЯ ЗАТЯЖНАЯ ВОЙНА
Отношения газетных редакций с АО «Казпочта» никак не назовёшь безоблачными. Каждый год осенью начинается упорная и незаметная глазу читателя битва: монополист хочет денег и не видит других путей их заработать, кроме как собрать с подписчиков. Редакции («Эврики», да и остальных местных газет) ходят на поклон, спорят, доказывают, взывают к совести монополиста и напоминают о социальной ответственности. Подписчики, говорим мы, это в основном одинокие пенсионеры. Или инвалиды. Им трудно ходить за газетой в киоск, проще дождаться почтальона. Да и привычка с прошлых времён осталась: подписываться заранее и не думать потом, где денежку взять на газету, да кого попросить купить–принести.
Мы понимаем, что почтальоны нуждаются в повышении зарплаты. Понимаем, что дорожают комуслуги, электричество, бензин и содержание машин. Но не понимаем одного: почему «Казпочта» не находит других источников возмещения этих затрат? Ведь подписка – далеко не самая важная статья доходов их компании.
ТОНКИЙ РАСЧЁТ
В подписке, как и во всякой предоплате, есть один смысл: деньги вы получаете сегодня, а работу делаете через месяц, полгода, год. То есть получаете средства, которые можно вложить куда–то сегодня, фактически кредитуясь у своих клиентов. Кажется, что этот простой экономический расчёт понятен каждой домохозяйке. Но то ли деньги эти для монополиста слишком мелкие, то ли возиться не хочется.
А может быть, «Казпочте» просто захотелось скинуть надоевших партнёров в лице частных газет? Почему частных? Да потому что государственные обычно о подписке не переживают – её–то акиматы всегда обеспечат. Бюджетники, которые уже и жаловаться перестали, подпишутся, на что им скажут. И заплатят, сколько скажут. А уж госучреждения и подавно. Таким образом, бюджетные деньги просто перейдут из одного кармана в другой.
С тех пор, как АО «Казпочта» вошло в состав госхолдинга «Самрук Казына», туда пришёл новый менеджмент. В приоритет попали банковские услуги, реализация «Народного IPO», с недавних пор – интернет–торговля и электронные платежи. В общем, ребята думают о будущем. А тут какие–то старики, да сельчане со своими копеечными газетами.
ИГРА В ОДНИ ВОРОТА
В прошлом году редакция «Эврики» совместно с телеканалом РИКА ТВ и «Актобе–радио» проводили масштабную подписную кампанию. Все помнят, как в эфире программы «Твоё утро» еженедельно разыгрывали призы для подписчиков, сколько было информации о подписке в аудио – и видеороликах, как раздавали календари с призывом подписаться. А ещё подарки дарили в День подписчика на главпочтамте. В общем, работали на товарищей. Общая сумма, затраченная холдингом на раскрутку подписки, превысила 4 (!) миллиона тенге.
Чем ответил партнёр? Тем, что полгода устанавливал на компьютеры новую программу. Она никак не хотела работать, и люди, которые потянулись в отделения «Казпочты», разочарованно звонили и спрашивали: а что, не будет подписки на вашу газету?
В результате не только «Эврика», но и остальные актюбинские газеты потеряли значительную часть читателей, которые от этой услуги просто отказались.
То, что подписка на 2013 год провалена, признал и директор Актюбинского филиала АО «Казпочта» Серик БЕРДЕНОВ. На заседании Общественного совета при акиме области, где больную тему подписки подняла руководитель медиа–группы РИКА Наталья БАНДРОВСКАЯ, он сказал, что лишь выполняет указания своего руководства. И изменить ничего не в силах.
То же мы слышим и сейчас:
– Не я диктую цены, – настаивает Серик Берденов. – Центральный аппарат ведёт тарифную политику. Наверняка она согласована с антимонопольным комитетом. Они утверждают тарифы, а мы ставим вас в известность.
Антипиар
То, что делает АО «Казпочта» перед началом подписной кампании на 2014 год, иначе, как антипиаром, не назовёшь. При условии, что редакция не добавит на цену подписки ни тиына (как будто у редакции нет расходов на комуслуги, транспорт и зарплату!), один экземпляр газеты подписчику обойдётся в 87 тенге. А сельскому подписчику – в 90. Юрлицам, естественно, ещё дороже.
Будет ли резон платить за такие услуги вперёд? Может быть, машины «Казпочты» начнут быстрее ездить, а почтальоны – резвее бегать? Газета будет приходить к утреннему кофе? А к этому ещё подписчиков ждут бонусы и подарки?
Рискнём предположить, что ничего не изменится. Через полгода «Казпочте» покажется, что и этих денег мало. И что 90 тенге за газету – просто тьфу. Почему бы не запросить больше… Тем более, что предпосылки для этого есть. Нам уже сообщили, что договоров на год «Казпочта» больше заключать не будет. Только на полгода.
Марина ВАСИЛЬЕВА,
|