Нашей Жанны больше нет…
Жанна была бледной, жаловалась на жуткую головную боль и утверждала, что у неё голова как будто скоро лопнет. Скорую помощь ей вызвали сразу же, потратив драгоценные минуты на перечисление диспетчеру паспортных данных. В помещении открыли окна, принесли воды, а Жанну как можно аккуратнее переместили на диван – каждое движение отдавалось болью.
Врачи не приезжали долго. За это время у нашей Жанны открылась рвота, она жаловалась, что у неё немеют руки – пришлось растирать. Один из коллег успел сбегать в аптеку напротив, чтобы узнать, могут ли они хоть чем–то помочь, но фармацевты посоветовали лишь ждать прибытия медиков.
Чтобы ускорить приезд врачей, мы позвонили главе актюбинского облздрава Асету КАЛИЕВУ, тот пообещал поторопить. Фельдшеры действительно приехали, хотя по нашим меркам прошло не меньше 20 минут. Первым делом они стали заполнять карту и спрашивать личные данные, уже потом приступили к осмотру. Померили давление – оно показало 200. Затем у одного из фельдшеров раздался звонок, вероятно, проверяли, доехала ли бригада на место. Только после этого медики принесли аппарат из машины и сделали пациентке ЭКГ, при этом время от времени они и сами звонили кому–то с уточнением. В итоге молодые люди дали ей таблетку и сделали укол, попросив полежать спокойно час–полтора. А сами заверили, что немного сбили давление, и уехали.
С момента отъезда первой кареты скорой помощи прошло всего от силы пара минут, когда Жанне стало хуже. Она захрипела и стала терять сознание. При повторном вызове приехала уже другая бригада, причём очень быстро. Врач с порога определила, что состояние похоже на инсульт, и приняла решение увозить пациентку в больницу.
Носилки заело, когда их грузили в машину, все были перепуганы. С Жанной отправился её супруг, остальные остались ждать новостей в редакции. Однако вечером нас известили, что нашей Жанны не стало. Она умерла в БСМП от кровоизлияния в мозг.
А что, если...?
Разумеется, никакие причитания и никакие «а если бы...» не смогут вернуть человека с того света. Жанне Аманбаевой было всего 46 лет. Сотрудники «Эврики» до сих пор до конца не осознали, что мы её потеряли. Всё время кажется, что сейчас откроется дверь, и войдёт она, на ходу со смехом рассказывая очередную историю о маленькой внучке. Откроет бухгалтерию, поставит чайник, покормит кошку, хозяйским взглядом пробежится по криво расклеенным фотографиям на стенах и попросит их подровнять.
Но её не стало в один день. Мы не специалисты и не знаем, можно ли было бы предупредить беду заранее. Однако у нас всё–таки возникли вопросы к сотрудникам скорой помощи. И главный из них: выжила бы Жанна, если бы фельдшеры из первой бригады не оставили её отдыхать, а приняли решение везти её в больницу? Почему медики не смогли распознать смертельные симптомы?
Все разговоры записываются
В поисках ответов на свои вопросы мы поговорили с главным врачом ТОО «Первая помощь» Маратом ЖАНКУЛОВЫМ. Он объяснил, что в настоящий момент существует градация по категориям срочности.
К первой категории относятся состояния, представляющие непосредственную угрозу, если не будет оказана помощь. Сюда относятся, например, острый инфаркт, судороги. По нормам, к таким пациентам скорая должна доезжать за 10 минут. Повод для вызовов второй категории – это те заболевания, которые составляют потенциальную угрозу и могут привести к ухудшению состояния здоровья. Есть ещё две категории, третья и четвёртая. Четвёртая – уже зона ответственности поликлиники.
– Любой звонок у нас сопровождается фонограммой и записывается, – рассказал Марат Жанкулов. – Потом мы, если нужно, можем послушать и отследить, что к чему. По фонограмме значится: «Плохо женщине, адрес такой–то, выезжайте срочно». Вызов был принят в 15.46, передан в 15.47, прибытие – в 15.53. Так говорится в программе. Также звонки фиксируются в «Казактелекоме».
Право на звонок
Редакция «Эврики» сомневается, что первая машина скорой помощи успела доехать за 6 минут. Однако медики заверили, что автомобили оснащены GPS–навигаторами, которые обмануть не получится. Впрочем, посмотреть детально записи в программе нам не позволили без специального запроса.
Врачи и фельдшеры же, как утверждает Марат Жанкулов, не только могут, но и должны перезванивать, чтобы проконсультироваться с коллегами насчёт диагноза, симптомов и ближайшей больницы.
– Артериальная гипертензия, давление 200 – по сути, это относится ко второй категории, – разъясняет Марат Жанкулов. – Фельдшер приезжает, снижает давление до 160, разговаривает с пациентом. Если стало лучше, перезванивает врачу. Затем ждёт, ещё раз измеряет давление. Если всё в порядке, он должен сделать «актив»: отправить пациента в поликлинику по месту жительства.
Медицинский хамелеон
Первая бригада врачей уехала из редакции, практически сразу понадобилась вторая. В записях с фонограммы значатся судороги в качестве повода – а это уже первая категория срочности. Медики прибыли быстро и доставили Жанну в БСМП, однако спасти её не удалось.
Мы поинтересовались, можно ли сказать, что виной всему первая бригада, которая не сумела распознать опасные симптомы и оставила пациентку отдыхать после осмотра, а не повезла в больницу. Главный врач «Скорой помощи» в ответ рассказал, что поставить точный диагноз бывает не так и просто даже опытному медику:
– Суть в том, что есть заболевания–хамелеоны. Например, инсульт, суб-арахноидальное кровоизлияние, аппендицит, инфаркт. Они маскируются под другие болезни. В данном случае речь идёт о субарахноидальном кровоизлиянии. В чём оно хамелеон? Оно может вызывать рвоту. Задействована вегетативная нервная система. Таких пациентов иногда везут в инфекционную больницу, их везут в хирургический стационар. Необходимо делать компьютерную томограмму головы...
Внутренняя проверка
По словам Марата Жанкулова, случившееся уже стало предметом внутреннего аудита. Пока что категорично заявлять о чьей–либо виновности или, наоборот, невиновности «Скорая помощь» не может. Также «Эврике» рассказали, что уже отправлены соответствующие запросы в поликлинику, чтобы врачи подняли историю болезни погибшей пациентки.
– Любая смерть – это невосполнимая утрата для родственников, – говорит Марат Жанкулов. – Смерть есть смерть, потеря близкого человека. Она никогда не утешительна. Но никто никогда не стал бы делать что–то во вред пациенту, я вас уверяю. И хочу просто как человек, а не как врач, принести свои соболезнования семье и родственникам погибшей.
Кстати
К слову, буквально на следующий день после трагедии в здание «Локомотива» снова вызывали бригаду скорой: стало плохо одному из водителей. Прибывшие медики измерили давление, попросили поднять руки, походить, проверили речь, а затем увезли его в больницу. В областной больнице нашему водителю провели полное бесплатное обследование, включая такие дорогостоящие элементы, как МРТ, и только потом отпустили.
Позже, вечером, это событие стало поводом для порции нервных и невесёлых разговоров, но мы помним, что теряющую сознание Жанну с давлением 200 госпитализировать не стали. Водитель же был на ногах, а давление показывало всего 150 – и его увезли проверяться. Ещё одно необъяснимое «почему».