«Мы устали работать за копейки!»
Ранее водители неотложки грозились не выйти на смену 15 февраля и устроить забастовку, пока их требования не будут выполнены. Так они написали в открытом письме президенту. Во вторник график скорой не сорвался, но в областном пункте собрались представители облздрава, профсоюза, главврач «скорой» и возмущённые водители.
По словам самих работников, они получают на руки 70.000-80.000 тенге. У них убрали все надбавки, а повышения зарплаты с начала этого года они не заметили.
На собрании водители не скрывали своё возмущение и говорили с чиновниками на повышенных тонах, очень напористо.
– «Санитарные», «носилочные» – куда всё это исчезло? – развёл руками водитель детской бригады Канибек АСКАРОВ. – Раньше получали 80-90 тысяч тенге, 15 лет прошло, а зарплаты такие же остались. Почему так? При прежнем руководстве нас считали медперсоналом. Мы во всём помогаем врачам. Не будем же спокойно сидеть в машине, когда девушка-фельдшер не в силах дотащить больного, а дорога каждая секунда. Конечно, водители приходят на помощь! Если бы мы не подняли бунт, вы бы не собрались и не думали решать наши проблемы. Надо говорить правду в глаза! У нас у всех есть дети, внуки. Я прихожу домой и приношу 60.000 тенге. Вы принесите жене такую сумму, жена вам пинок даст. Мы тоже не хотим нести семье копейки.
Впоследствии водитель скорой рассказал корреспонденту «Эврики», что работает на станции 15 лет.
– Как мужчине прокормить всю семью за 80-90 тысяч тенге? – рассуждает Канибек Аскаров. – Всё подорожало, а зарплаты остались такие же. Сколько лет поднимаем этот вопрос, организуем собрания – и всё бесполезно. Раньше нам платили «санитарные» и «носилочные», эти надбавки убрали, хотя носилки мы носить не переставали. Мы на руках спускаем с пятых-девятых этажей в тяжёлом состоянии пациентов и детей-инвалидов. Мы проходили специальные курсы, как оказывать первую помощь. Водитель должен знать каждое медицинское оборудование, которое возим в машине. Наши водители не просто крутят баранку, а несут ответственность за жизнь пациента. Но за всё это нам не платят. Нам подняли зарплату на 12%: добавили 8-9 тысяч тенге, выходит чуть больше 100.000 тенге с учётом всех налогов. Остальное повышение, про которое говорит руководство, мы пока не видели. Водители сами вызвались работать посуточно, в свободное время подрабатываем, потому что невозможно прожить на одну зарплату.
– У меня есть «корешок» из бухгалтерии за 2011 год, – вмешался в дискуссию ещё один водитель. – Вот смотрите: оклад в то время был 32.200 тенге. За 165 часов начислили 71.000 тенге, на руки получил 64.000 тенге. В этом месяце у меня тоже отработано 165 часов, зарплата – 81.000 тенге. Прошло 11 лет, а зарплату подняли всего на 17.000 тенге.
В месяц у водителей выходит по 7-8 дежурств.
– По нормативу у нас должно быть 15 вызовов, – говорит водитель Бауыржан ИСМАИЛОВ. – За смену бывает по 25-30 вызовов, это уже считается переработкой, но надбавок нет. К примеру, отработали 162 часа, а заплатят, как за 102. Я работаю на станции скорой помощи почти 18 лет. За январь у меня вышло 114.000 тенге, на руки получил – 80.000. Уже сколько лет зарплата у нас вообще не поднимается, только слышим пустые обещания. Сравните: пенсионеры получают 120.000 тенге, а мы работаем в неотложке: среди крови, помогаем при родах, травмах, да в разных экстренных ситуациях. От нашего мастерства вождения зависят жизни людей. У каждого водителя есть сертификат соответствия для работы в экстренной службе. Почему бы нас не приравнять к младшему медперсоналу, это было бы справедливо! У меня 37-летний стаж вождения, высшая категория. У водителей в других экстренных службах (таких как ДЧС, пожарная охрана, полиция) зарплата за 200.000 тенге. Я считаю: нам должны платить минимум 150.000 тенге. Например, в Костанайской области водители скорой получают почти 170.000 тенге. А в нашей области, богатой нефтью и газом, людям платят копейки.
«Отдать скорую турецким инвесторам было ошибкой»
Как сообщило руководство станции скорой помощи, государство подняло зарплату немедицинским работникам на коэффициент – 1,23.
– До этого водители получали 70-80 тысяч тенге, – комментирует главный врач Актюбинской областной станции скорой и неотложной медицинской помощи Марат ЖАНКУЛОВ. – С этого года я самостоятельно прибавил из бюджета предприятия до 1,35. Теперь водители получают на руки от 115.000 тенге и выше. Все бухгалтерские вопросы мы решаем коллективно: я вызываю все 7 человек из профсоюза и бухгалтерию. Нет такого, чтобы исподтишка кому-то убавить-добавить.
С 1 января станция скорой помощи снова перешла в государственную собственность.
– Благодаря усилиям акимата и облздрава, мы наконец-то забрали у турецких инвесторов предприятие, – заметил председатель актюбинского филиала профсоюза работников системы здравоохранения «SENIM» Кайрат САБЫР. – Это было стратегической ошибкой, что службу скорой помощи отдали в частные руки, тем более иностранцам, которые ущемляли права работников скорой.
Председатель профсоюза согласился, что водители скорой получают очень мало.
– Средняя заработная плата после всех повышений составила от 120.000 до 157.000 тенге – на руки, – высказывается Кайрат Сабыр, хотя водители называют совсем другие суммы. – Я считаю, что всё равно это маленькая зарплата для работников скорой помощи. Работа напряжённая, посуточная. Хорошо, те были частники. Ну, это же издевательство, так платить людям! Мы поставили задачу: создать комиссию с участием представителей водителей, профсоюза, обл-здрава, инспекции труда и ФОМСа и разобраться, как финансируется служба скорой помощи, сколько из этих средств идёт на зарплаты водителям и на другие расходы. Вторая комиссия будет заниматься коллективным договором между профсоюзом и администрацией учреждения, в этом договоре мы распишем все жалобы водителей. Например, водители жалуются, что на «ковидные» вызовы, где предусмотрены надбавки, ездит одна и та же бригада.
Чиновники пообещали, что не бросят водителей неотложки на произвол и организуют вторую встречу 26-27 февраля: подвести первые итоги работы двух комиссий и решить, что делать дальше.