НЕОБЫЧНЫЕ ДИСПЕТЧЕРЫ
Из колонок компьютера раздаётся звук, оповещающий о входящем вызове, а на мониторе возникает иконка программы. СДиспетчер занимает рабочее место и отвечает на звонок. Казалось бы, ничего необычного, но главное отличие этого диспетчерского пункта от всех остальных в том, что общение происходит на языке жестов.
Услуги видеодиспетчерской службы для инвалидов по слуху появились в Актобе только в этом году.
– Видеодиспетчерская служба нужна для того, чтобы было удобнее общаться, созваниваться, узнавать информацию в случае необходимости, – объяснила сурдопереводчик Жанат НУРЖАНОВА. – К тому же, инвалидов по слуху у нас очень много, и иногда просто не хватает времени, чтобы лично сопровождать каждого. А с помощью электроники можем связываться с ними на расстоянии и переводить.
БЕЗ ВЫХОДНЫХ И ПРАЗДНИКОВ
Подобная служба помощи инвалидам уже успешно работает в соседней Оренбургской области.
– У нас в Актобе через городской отдел социальной защиты уже оказывают услуги специалисты–переводчики, но этого недостаточно, – прокомментировала президент КФ «Аялау» при ОО Казахское общество глухих Зинаида ТЕЛЕУШЕВА. – В жизни у тех, кто не слышит, возникает много трудностей. Им тоже нужно куда–то звонить, что–то узнавать, вызывать специальные службы и так далее.
Диспетчер–сурдопереводчик поможет вызвать такси, заказать питьевую воду, узнать графики самолётов, поездов и автобусов. Через него же будет проходить общение с государственными органами и предприятиями. Несмотря на то, что официально ВДС работает только пять дней в неделю, переводчики готовы консультировать желающих и в выходные.
– Если есть вопросы, то, конечно, стараемся отвечать и в выходные, – рассказала сурдопереводчик Айгуль РАЕВА. – Заменяем друг друга, если кто–то заболел, да и берём с собой планшеты, чтобы не оставаться совсем без связи.
ПЕРЕВОДЧИКАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ
Для слабослышащих специалист–сурдопереводчик – это своеобразный мостик, объединяющий два мира: мир тишины и мир звуков.
Только в Актобе насчитывается более 300 инвалидов по слуху. Сурдопереводчиков не хватает, чтобы уделять внимание каждому лично, но использование новых технологий и интернета решит эту проблему.
– Мы давно хотели создать подобную службу, – говорит Зинаида Николаевна. – Хочется сказать большое спасибо нашим переводчикам за их терпение и усердие. Не все могут стать профессиональными сурдопереводчиками, ими не рождаются – ими становятся.
Хорошо обученный сурдопереводчик не только владеет языком жестов, но и умеет находить правильный подход к людям, доступно объяснять информацию.
– По желанию мы проводим курсы обучения, – рассказывает Зинаида Телеушева. – Будущих сурдопереводчиков обучают профессионалы. Они должны проходить практику в обществе глухих, в доме культуры, в школах, затем сдавать экзамены, которые принимает специальная комиссия из Астаны. Если экзамены сданы успешно, то вручается сертификат, подтверждающий, что человек имеет право работать. Конечно, не все остаются работать. Кто–то начинает, но потом уходит. Это тяжело, но некоторые остаются.
В ПЛАНАХ – ОБЛАСТЬ
Связаться с диспетчерской может любой желающий, был бы интернет. У многих слабослышащих, отмечают переводчики, современные телефоны, на которых установлена программа Skype, и через неё можно выходить на связь из любой точки города.
– Даже в магазине можно набрать номер диспетчера, и он поможет объясниться с продавцом, – комментирует представитель управления координации занятости и социальных программ Актюбинской области Рита СИРАЖЕТДИНОВА. – Буквально в четверг мы уже связывались таким образом с врачом. Это и время сэкономило, и даже самому врачу было интересно. Так решаются многие проблемы.
Начинать всегда тяжело, однако и у актюбинского общества глухих, и областного управления координации занятости и социальных программ далеко идущие планы. Если городские ВДС будут работать без проблем, то в следующем году ими оснастят и районы.
– Естественно, такие же проблемы у инвалидов по слуху, которые проживают в районах области, – говорит Рита Сиражетдинова. – Если проект себя оправдает – а я верю, что он себя оправдает, – то на следующий год планируем охватить такие города, как Алга, Шалкар, Хромтау и Кандыагаш. Актюбинская ВДС – это только первая ласточка. Говорят, что ещё одна диспетчерская служба должна открыться в Астане. Надеемся, что работа будет идти слаженно.
Контактные данные видеодиспетчерской службы:
Моб.: 87058327630, 87059710686;
Skype: Ais_92.10;
Эл. почта: aygul.raeva.71@mail.ru; nurzhanova.zhanat@mail.ru.
Ксения ВИШЕНИНА,
Фото Анастасия ЗЮЗИНА