Мехенди (mehandi) – это искусство росписи тела хной различными орнаментами. Его история насчитывает не одно столетие, а местом происхождения считается Древний Египет. Именно там знатные дамы начали украшать свои руки и ногти рисунком. Изображения были достаточно сложными, в основном имели растительный или абстрактный характер. На протяжении нескольких веков искусство росписи хной путешествовало по странам, меняясь и принимая различные формы вместе с традициями и культурой разных народов.
В течение пяти тысяч лет женщины Индии и Ближнего Востока использовали хну как средство украшения. Самыми большими мастерицами в этом деле считаются женщины Раджастана. Однако мехенди являлось не одним только желанием украсить. Узоры из хны были призваны отгонять зло и привлекать всё хорошее. Кроме того, хну использовали и в медицинских целях: она прекрасно дезинфицирует и помогает при лечении дерматологических и костных заболеваний, а также при головных болях.
– «Рисунки хной на руках – отличная альтернатива украшениям и татуировкам, – говорит художница по мехенди Аяна КАБЫЛОВА. – По мусульманским обычаям запрещены татуировки, а нанесение лака на ногти – процесс для мусульманок лишний, потому что каждый раз перед омовением его нужно стирать. Тем не менее нам, девушкам, всё же хочется быть нарядными. Хна – это натуральный продукт. Она не портит кожу, а процесс её нанесения абсолютно безболезнен, более того, даже приятен.
С древних времен хной разрисовывали невесту накануне свадьбы. Традиционный рисунок настолько сложен и замысловат, что работать над ним приходилось несколько дней. Но чем изящнее получался рисунок, тем счастливее была невеста. А от устойчивости татуировки зависела длительность праздника у новобрачной. По индийской традиции, до тех пор, пока на теле новобрачной держалось свадебное тату, девушка освобождалась от всех повседневных хлопот и обязанностей.
«Если в Индии узоры хной несли в себе какой-то скрытый подтекст, то сейчас это лишь средство украшения. Часто ко мне приходят невесты и её подруги с просьбой украсить их в едином стиле. Экологичность и безопасность материала дают о себе знать: за красивыми узорами приходят и дети, и пожилые люди».
На теле мехенди держится около одной-двух недель. Затем она постепенно светлеет и сливается с цветом кожи. Когда рисунок сойдёт, от него, в отличие от татуажа, не останется и следа. По словам художницы, овладеть искусством мехенди не так сложно: главное – практика и хорошая фантазия для импровизации в орнаментах.
ТЕКСТ: Сэсэг АЙТБАЕВА
ФОТО: Юрий ТАРАСЕНКО