Мы уже писали в нашей газете, что в Актобе только в октябре было установлено около 60 знаков «Остановка запрещена» (
«Будете проезжать мимо – проезжайте»//«Эврика» от 24 ноября 2015 года). Это улицы Уалиханова, Ахтанова, Шернияза, Алтынсарина, 101–й Стрелковой бригады, Маресьева и проспект Абилкайыр хана. Вроде как и благое дело сотворили, с одной стороны, разгрузив от стихийных парковок оживлённые центральные улицы. Но, с другой стороны, жизнь актюбинских автовладельцев превратилась в кошмар.
На то эти улицы и центральные, чтобы на них размещались различные государственные и частные учреждения. Да вот беда, теперь возле них парковаться никак нельзя. Штраф за стоянку в неположенном месте – 5 МРП. На сегодняшний день это почти 10.000 тенге. В полиции нас просветили, что по СНиП владельцы банков, ресторанов и торговых домов должны сами позаботиться об обеспечении парковочных мест возле своих заведений. Однако в центре старой части города все многоэтажные постройки в основном 60–80–х годов прошлого века, а улицы и рыночная площадь ещё древнее. Поэтому как–то не рассчитаны на сегодняшний мощный транспортный поток.
Да и советские микрорайоны, хоть и более современные в архитектурном решении, тоже перегружены транспортом. А тут вам ещё и октябрьская эволюция. Теперь авто либо под знаком ставь на свой страх и риск, либо прячь его во дворах. Есть ещё один вариант – добираться до банков, госорганов и на другие объекты пешком или городским общественным транспортом. Попробуйте предложить последний вариант автовладельцу.
ЧТО ДЕЛАТЬ, И КТО ВИНОВАТ?
Запретительными знаками проблему парковок, конечно же, не решить. Наглядный пример – Центральный рынок. Убрали стихийные парковки с улиц Уалиханова и Ахтанова. Но они по сути никуда не исчезли. Теперь по улице Гарнизонной даже в будний день проехать проблематично. А что там творится в выходные… Что делать? Кто виноват? Извечные вопросы, озвученные русскими классиками Николаем Чернышевским и Александром Герценом.
– Начнём с акимата. Я 8 месяцев добивался, чтобы мне выделили землю под многоуровневую стоянку в 11–м микрорайоне, – говорит председатель ПК «Нектар» Шамиль КАСПРАНОВ. – А вот сейчас пустует земля напротив комплекса «Дастан». Уже сколько лет она огорожена. Почему бы там не сделать стоянку? В восьмом микрорайоне необходима автостоянка – этим уже акимат должен заниматься и искать место.
По словам Шамиля Гайнановича, строителя с большим стажем, в последнее время на любой свободный клочок земли в областном центре стараются воткнуть жилой дом или какой–нибудь торговый центр. А сколько ресторанов сейчас открыто на проспекте Санкибай батыра?
– Все они без необходимого количества парковок. А детский сад «Акбобек», расположенный недалеко от магазина «Энергия»? Утром и вечером, когда родители привозят детей или забирают их из детского сада, там кошмар творится – проехать невозможно! – возмущается Каспранов. – На том объекте была возможность сделать хорошую парковку, а теперь её нет. Выделенный участок земли хозяин полностью использовал под строительство здания детского сада. Изначально на этом месте планировалось построить торговый центр, но в последний момент возвели дошкольное учреждение. У нас такое возможно – сначала гараж, потом дворец пионеров.
СНИП–СНАП–СНУРРЕ!
Что–то делать в старой части города путём расширения улиц без ущерба для строений уже невозможно. Запас прочности имеет свой предел. А при строительстве новых зданий по строительным нормам и правилам (СНиП) парковки и стоянки предусмотрены в обязательном порядке.
– Необходимо, чтобы подразделения архитектуры и проектные институты закладывали в новых проектах места для паркинга. Это всё доступно, – продолжает председатель ПК «Нектар». – Выход есть. Те же многоуровневые парковки. Но это дорогостоящее удовольствие, которое окупится не через год и не через два. Здесь необходима поддержка государства. По СНиП положено при проектировании жилого дома на каждую квартиру одно парковочное (стояночное) место. Но зачастую получается так, что застройщик, получив землю, старается туда втиснуть как можно больше жилплощади. Например, возле гипермаркета «Дина» у нас стоят три жилых дома на площади два гектара. И взять жилой комплекс «Емшан» – там восемь многоэтажек стоит. Куда людям машины ставить?
АКТЮБИНСКИЙ ЦЕНТРАЛ
– Просто поставить знаки, запрещающие парковку – это однобокое решение, – считает Каспранов. – Если мне, например, надо подъехать к банку, то приходится где–то во дворах парковаться. Или идти на нарушение, ставить машину под знаком. Сначала надо было парковочные карманы сделать, а потом знаки цеплять! А у нас всё наоборот. Перед фактом просто людей поставили. А что делается в пятницу во время намаза возле областной мечети? Там поставили запрещающие знаки, которые все игнорируют. Если поставили знаки, то должны обеспечить парковку для верующих. Это же непорядочно!
Если говорить о Центральном рынке, то проблемы с парковкой решить можно только кардинальными способами. Шамиль Гайнанович полагает, что государству необходимо выкупить у населения несколько старых домов в районе Центрального рынка и снести их. На освободившемся месте обустроить паркинг. Или вообще убрать оттуда рынок. Второй вариант хорош сам по себе, но как–то маловероятен.
ПОЗВОЛЬТЕ, У МЕНЯ ВСЕ ХОДЫ ЗАПИСАНЫ!
В городском отделе архитектуры и градостроительства подтвердили, что в новых СНиПах обязательно есть требования о наличии парковок в проектах гражданских сооружений. Есть СНиП «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населённых пунктов».
– При проектировании каких–либо жилых комплексов, магазинов, других отдельно стоящих объектов проектировщиками предусматривается наземный или подземный паркинг, который организуется на земле заказчика, – рассказывает главный специалист городского отдела архитектуры и градостроительства Светлана ШЕТЕЕВА. – Есть специальные «Нормы обеспеченности парковочными местами». Для каждого объекта существует определённое количество машиномест. Все эти требования обязательны для исполнения. Например, для банка на 10 клиентов должно быть одно машиноместо. Для ресторана одно машиноместо предусмотрено из расчёта на 5–7 клиентов. Это минимальные условия. Учитывается и наличие автотранспорта у работников предприятия – это отдельный норматив. А что касается старой части города и уже построенных сооружений, то вопросы парковок на них относятся к компетенции отдела ЖКХ.
Фото Анастасия ЗЮЗИНА