Крылатое соседство
По сведениям министерства транспорта Киргизии, катастрофа произошла всего в 1,5–2 километрах от взлётно–посадочной полосы аэропорта Манас, когда самолёт заходил на посадку. Отмечается, что при падении пострадало не менее 15 жилых домов.
Что было бы, окажись на траектории падения не небольшой дачный посёлок, а жилой квартал крупного города – остаётся только гадать, пускай такие предположения и прозвучат немного цинично. Но вполне вероятно, что количество жертв при таких обстоятельствах увеличилось бы в разы.
Душа жаждет экстрима
Между тем близкое расположение аэропорта к жилым массивам – отнюдь не редкость, причём не только на территории постсоветского пространства. Существуют даже целые рейтинги самых экстремальных аэропортов, которые славятся своим необычным местоположением, короткими взлётными полосами, сильными ветрами или туманами на территории. Например, взлётно–посадочная полоса, расположенная на острове Саба на Карибах, длиной не превышает 369 метров. И ничего: немного сноровки – и пилоты спокойно приземляются и взлетают и на таком совершенно мелком клочке суши.
Есть и обратные примеры, когда до аэропорта ещё необходимо добраться, преодолев приличное расстояние. Далеко ходить не надо, чтобы их вспомнить, а особо предприимчивые товарищи, которым не даёт покоя бизнес–жилка, умудряются на длительных поездках и хорошенько подзаработать. Доехать до международного аэропорта в Курумоч в Самаре, к примеру, можно с помощью специальной службы такси. Они и проводят, и встретят, и предоставят место на парковке, чтобы не переплачивать. И клиент доволен, и предпринимателям выгодно.
Самолётная романтика
До Актюбинского международного аэропорта от города буквально рукой подать. Жители новеньких многоэтажек и частных домов обладают уникальной возможностью любоваться самолётами из окон собственных комнат. Для одних – крылатая романтика, другим – лишний шум и суета, мешающие нормально отдохнуть.
При этом новостройки – это не малонаселённые дачные посёлки. Народ активно перебирается в новые микрорайоны, развивается инфраструктура, и в итоге город уверенными темпами приближается к территории аэропорта.
Чтобы представить, чем чревато хотя бы возведение высоток в местах, где самолёты пролетают особенно низко, особой фантазии не нужно. Да и (не дай Бог!) повторись в Актобе бишкекская трагедия, жертв не избежать. Хотя, конечно, лучше обойтись вовсе без катастроф.
Застройка по правилам
В СНиП РК указывается, что аэродромы и вертодромы следует размещать на расстоянии от границ жилых зон. Следует учитывать уровень шума и электромагнитных излучений – эти показатели подробно расписаны в ГОСТах.
Наряду с этим при нарушении существующих норм пострадать могут не только сами люди, проживающие вблизи аэропорта. Здания, высоковольтные линии электропередачи и радиотехнические сооружения отрицательно влияют на работу навигационных приборов, а следовательно, угрожают безопасности воздушных судов.
Если верить всё тем же СНиПам, то многие сооружения вблизи аэропорта следует предварительно согласовывать. Например, в радиусе 30 километров от контрольной точки аэродрома не следует возводить объекты, высотой более 50 метров. Поблизости не должно находиться источников радио– и электромагнитных излучений, взрывоопасных построек, а также звероферм, скотобоен и других мест, которые могут привлекать большое количество птиц.
Развернём – и нет проблемы!
Словом, застройка вокруг аэропорта Актобе вызывает вопросы к тем, кто город планировал, то есть к архитекторам. Выловить архитектора в отделе градостроительства – задача сама по себе непростая, но в итоге в какой–то момент дело сдвигается с мёртвой точки. Правда, подробного объяснения, почему дома стоят так близко к взлётно–посадочной полосе, никто не дал, зато попросили обратить внимание на генплан, утверждённый в октябре 2016 года.
Согласно этому генплану, взлётно–посадочную полосу планируется развернуть в сторону Богословской трассы, то есть в противоположном от города направлении. И аэропорт переносить не нужно, и возмущённые близостью самолётов могут спать спокойно. Вот только когда именно случится такая перемена, никто пока не прокомментировал.
Могло быть хуже
Что касается строителей, то они свою деятельность прекращать не намереваются. Город растёт, развивается, и получается, что самолёты пролетают прямиком над жилыми кварталами. Впрочем, особого вреда от этого застройщики не видят. И не такое бывает.
– Я могу привести в качестве примера Тель–Авив, – говорит руководитель производственного кооператива «Нектар» Шамиль КАСПРАНОВ. – Самолёт садится со стороны моря над гостиницами в 30 этажей, и ничего, всё нормально. В турецком Стамбуле с 12 миллионами населения ты тоже пролетаешь над городом, а потом садишься. Конечно, под воздушным коридором можно было бы и не строить, но в стороне от него – пожалуйста, оно никаким образом на посадку не влияет. Если самолёту понадобится где–нибудь сесть, он ни у кого спрашивать не будет.
Вариантов для актюбинского аэропорта видится два: либо разворачивать взлётно–посадочную полосу, либо переносить его полностью в сторону Бестамака. Вот тогда и не будет возникать ненужных вопросов.