Красивее, чище, удобнее
Из года в год в Актобе происходят изменения, которые делают наш город лучше, краше, а также комфортнее для жизни. Один из таких острых вопросов, никогда не теряющих свою актуальность, – это состояние местных дорог. Решить все проблемы за один год невозможно просто физически, однако городские власти делают всё возможное, чтобы реагировать на жалобы жителей максимально оперативно.
– В прошлом году была проведена работа беспрецедентного масштаба, – говорит аким Асхат Шахаров. – Это не решило все вопросы, но всё равно помогло разобраться со многими нареканиями. На этот год у нас тоже большие планы, вопрос качества дорог не снимается. Если есть нарекания к тем дорогам, которые мы делали в прошлом году, мы всё исправим в рамках договорных отношений.
Подрядчики понесут ответственность
Нередко актюбинцы жалуются на состояние тех улиц, которые были отремонтированы два-три года назад, а то и раньше. Эти обращения тоже стараются не оставлять без внимания. Например, сейчас специалисты городского акимата поднимают договоры, заключённые с подрядчиками в 2018 году. Если работа была выполнена некачественно, как это случилось, например, с улицей Тургенева, подрядчик всё исправит за собственный счёт. А всё потому, что гарантия на ремонт дороги составляет три года.
– Мы следим, чтобы не было никаких отклонений от графика, от техспецификации, – объяснил градоначальник. – То, что сделано некачественно, надо приводить в соответствие. В 2020 году мы задействовали специальный центр качества, он делает анализ работы, изучает материал, из которого сделано дорожное покрытие, и даёт нам чёткий ответ. Но в 2018-2019 годах этот центр с нами не работал, ответственности он не несёт. Её несут сами подрядчики. Мы будем заставлять их всё переделывать.
Грядущий ремонт
В 2021 году ремонт, реконструкция и строительство запланированы на нескольких десятках актюбинских улиц. Вот лишь самые крупные из проектов:
– Дорога в жилом массиве «Рауан». Протяжённость – 2,5 километра, из областного бюджета выделено 244.000.000 тенге. Тендерные процедуры завершены, работы скоро начнутся.
– Кызылжар-3. Участок в 1,9 километра обойдётся в 162.000.000 тенге. В проект заложены тротуары и велодорожки.
– Реконструкция Акжарской трассы. Дорога построена в 2007 году, с тех пор ремонт делался лишь раз, и то на небольшом участке. Новая дорога будет четырёхполосной.
– «Батыс-2». Улица Тауелсиздик станет восьмиполосной, улица Мостафы Шокая на участке от улицы Тауелсиздик до проспекта Санкибай батыра – четырёхполосной. Стоимость проекта – 1,9 миллиарда тенге, протяжённость – 2,4 километра. Большая часть работ завершится в этом году.
– Средний ремонт на улице Асау Барака до улицы Яншина, а также продолжение улицы Яншина.
– Посёлок Жанаконыс. Давно не ремонтировались улицы Алматинская и Советская. Они – основные, по ним движется и общественный транспорт. Работы завершатся в этом году.
– Проспект 312 Стрелковой дивизии. Работы будут вестись на участке от моста в 5-м микрорайоне до улицы Некрасова.
– Улица Сеитова.
– Автомобильная дорога в районе «Гринлэнд».
– Посёлок Кирпичный. Ремонт трёх основных улиц, обустройство ливневых систем.
– «Малая Алия» – то, что не успели отремонтировать в 2020-м.
– Улица Аз Наурыз, мост, а также второй слой асфальтобетонного покрытия на улице Акимжанова.
– Проспект Алии Молдагуловой. Нарекания вызывают перекрёстки с улицами Братьев Жубановых и Есет батыра, а также проспектом Абилкайыр хана. Им планируют уделить особое внимание.
– Улица Братьев Жубановых. Поздней осенью пришлось пожертвовать асфальтом, иначе тысячи актюбинцев могли остаться без воды зимой. В 2021 году улицу планируется привести в порядок, дополнительно будет сделано освещение.
– «Малая Санкибай батыра». Её ремонт позволит разгрузить основную трассу.
Борьба с лужами
Весной один из самых злободневных вопросов – это наличие в городе ливнёвок. На данный момент в Актобе существует 32 километра закрытых и открытых ливневых систем, но этого недостаточно. Поэтому городские власти пригласили опытных специалистов, которые разработают дополнительные проекты водоотводов, которые бы подходили конкретно нашему городу, с учётом всех особенностей ландшафта.
– В Актобе есть 43 основных подтопляемых места, где скапливается вода, – рассказал Асхат Шахаров. – Эту проблему мы постараемся решить в этом году. Лужи на дорогах, перекрёстках... Не говоря уже о тротуарах. На улицах работают геодезисты, они определяют нижние точки. Потом специалисты будут решать, где нужны ливнёвки, а где – колодцы.
Спецы, к слову, уже поработали на проспектах Санкибай батыра и Богенбай батыра, а также на пересечении улицы Газизы Жубановой и проспекта Абилкайыр хана. Благодаря проделанным усилиям, там, где раньше собиралось много воды, в этом году луж стало куда меньше.
Комфорт в общественном транспорте
Ещё одно глобальное изменение, которое ждёт актюбинцев уже ближайшие недели, – это появление транспортных карт. С 15 мая в общественном транспорте будет введён дифференцированный тариф: те, кто приобрёл карту, будут платить по 80 тенге за проезд, а те, кто предпочитает наличные, – 150 тенге. Власти отмечают, что никаких карательных мер предпринимать не станут, однако советуют всё-таки обзавестись проездными.
И не только потому, что так – дешевле:
– Общественный транспорт – это та отрасль, которая давно нуждалась в ревизии, – считает Асхат Шахаров. – А что может предоставить нам наиболее полную и ясную картину происходящего? Цифровизация, то есть электронное билетирование. Оно позволить отследить поток людей, увидеть, какие суммы поступают, отметить слабые места. От этого мы будем отталкиваться. Компаниям будет оказываться дополнительная финансовая помощь, но и в ответ выдвинем такие требования, как улучшение качества, налоги, закупка новой техники. Со временем мы готовы предоставить льготные тарифы для некоторых категорий граждан, но об этом мы сообщим дополнительно.
Город для пешеходов
Но город – это не только дороги и общественный транспорт. Важно, чтобы Актобе стал комфортным в том числе и для пешеходов. Поэтому городской акимат намерен продолжить политику децентрализации:
– Город – это общественные пространства, это места для отдыха, и они должны находиться в шаговой доступности. Мы приведём их в порядок. У нас есть карта посадок, мы планируем сажать много деревьев, в том числе и компенсационную высадку. Также у нас выделены средства на обустройство 5 скверов, ещё на 8 скверов мы делаем дополнительные документы. Будем рассредотачивать город, создавать условия в разных его частях. Помимо этого, мы продолжим установку спортивных и детских площадок, асфальтирование дворов. Работы уже запланировали, средства на это есть, – заверил Асхат Шахаров.
Критика и предложения принимаются
Ещё одно важное изменение – это долгожданные велодорожки. Актюбинские активисты и велолюбители уже не раз поднимали этот вопрос. Они мечтают, что однажды велосипеды станут полноправными участниками уличного движения в Актобе.
Аким города заявил, что уже составлена проектно-сметная документация на 52 километра велодорожек. Работы начнутся в 2021 году.
– Я настроен на масштабную работу, – заявил Асхат Шахаров. – У меня есть чёткие планы. У нас есть поручения акима области, его поддержка. Думаю, что те, кто хочет сделать город красивее, чище и удобнее для передвижения, могут к нам обратиться. Мы готовы сотрудничать и принимать конструктивную критику, которую хотят до нас донести, и предложения.