В позапрошлую пятницу 108 туристов «прокуковали» в актюбинском аэропорту лишние 5 часов, ожидая своего рейса на Анталию. Ровно через неделю ситуация повторилась. Причём с ещё большим негативным эффектом – ждать вылета пришлось почти 20 часов.
То есть, день отдыха прошёл в нервотрёпке и режиме ожидания. А всё из–за того, что не было согласования с турецкой стороной. Но об этом чуть позже.
– Самолёт на Анталию с туристами должен был вылететь в пятницу в 9.40 утра. Это чартерный рейс, – говорит первый заместитель председателя АО «Международный аэропорт «Актобе» Владимир БЕЗРОДНЫЙ. – Но борт ушёл только в субботу в 4.40 утра. То есть, задержка составила 19 часов. Этот рейс выполняла казахстанская компания «Jet Airlines». По словам Владимира Алексеевича, народ был уж очень недоволен происходящим. Ну, непереводимую игру слов пассажиров я приводить в статье не буду – сами догадаетесь.
КОРИДОР У НИХ НЕ ТОТ
– Задержка рейса Актобе–Анталия произошла по причине задержки рейса Усть–Каменогорск–Анталия, – комментирует директор «Gulnar Tour» в Актобе Василий СМЕЛЯКОВ. – Это произошло в связи с поздним получением от турецких властей разрешения на взлёт–посадку и следование по воздушному коридору для казахстанской авиакомпании «Jet Airlines». Из–за этого была нарушена целая цепочка рейсов, выполняемых воздушным судном А–320 этой компании: Усть–Каменогорск–Анталия, Костанай–Анталия, Актобе–Анталия и Шымкент–Анталия. На данный момент все разрешения получены. Туроператор «Gulnar Tour» обязуется выполнить в полном объёме все свои обязательства перед клиентами. В Анталии в пятницу ждали вылета 103 человека. Всем им были предоставлены номера в гостинице за счёт туроператора, горячее питание. С ними находился наш представитель. Наших клиентов в Актобе мы предупредили, что регистрация на рейс до Анталии задерживается. Как только борт вылетел из Турции (а время в пути составляет 3 часа 40 минут), в актюбинском аэропорту началась регистрация на рейс в Анталию.
Как сказал Василий Смеляков, прежде чем отказаться от чартерных услуг иностранных авиакомпаний, нужно было обеспечить тот же самый сервис, выполнение рейсов без задержек отечественными перевозчиками.
ОТКУДА НОГИ РАСТУТ?
Собственно говоря, весь сыр–бор разгорелся ещё в начале июня прошлого года, когда 1.018 казахстанских туристов, которых обслуживал туроператор «Qualitum Tour», стали жертвами банкротства авиакомпании «Skу Airlines».
Хай–вай, извините за выражение, поднялся ещё тот. На уши поставили консульство РК в Анталии. Наших туристов на родину вывозили бортами МЧС РК и других авиаперевозчиков. То есть, в последнем случае отдыхающие добирались домой за свой счёт (читай: за дополнительную плату).
Это удовольствие для государства обошлось примерно в миллион американских долларов. Естественно, что правительство сильно возбудилось по этому поводу. 21 июля оно сказало: дескать, хватит иностранцам чартеры выполнять. И зело захотело запретить иноземцам воздух наш э–э–э…сотрясать.
Да вот неувязочка произошла. Такие действия, наоборот, усугубили бы ситуацию – договоры–то все уже заключены. Кто же казахстанцев с заморских курортов привозить будет? И решили государственные мужи отсрочить приговор чужеземцам сначала до 1 октября, затем до 1 ноября. То есть, чартерные рейсы не могут выполняться иностранными авиакомпаниями на территории Казахстана. Камень, конечно, был брошен в огород турецких перевозчиков, которые осуществляли более 60% чартерных авиарейсов из Казахстана на курорты своей страны.
Как сказал глава комитета гражданской авиации РК Бекен СЕЙДАХМЕТОВ, данная мера направлена на обеспечение гарантий пассажиров по качественному и своевременному оказанию услуг авиакомпаниями. Но, переведя данные рейсы на регулярный формат, они смогут продолжить свою деятельность. Для этого необходимо внести поправки к межправительственному соглашению, по которому осуществляется авиасообщение между двумя странами.
ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ
Понятое дело, что необходимо поддерживать отечественных перевозчиков. Да не так–то их много, как хотелось бы, и авиапарк довольно скромненький, а сервис на уровне городской маршрутки. Не беру в счёт компанию «Эйр Астана», которая имеет статус национального авиаперевозчика и обласкана государством.
А вот представитель авиакомпании «Luk Aero» Океан КИМ и руководитель «Bek Air» Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ заявили, что давно уже готовы выполнять полеты за иностранные компании, сообщил в июле прошлого года сайт Tengrinews.kz. «Наша компания располагает достаточным количеством воздушных судов, чтобы спокойно обеспечить отдельный регион для перевозок в Турцию. Мы приветствуем изменения. Это нужно было сделать давно и во всем мире – это нормально», – заявил господин Жумасултанов. По его данным, за летний сезон выехать в Турцию хотят около 300.000 человек, для этого достаточно 5–6 самолётов».
Я уже делал расчёты по этому поводу («Небеса обетованные»//«Эврика» от 24.07.2013 года), и меня уже тогда стали терзать смутные сомнения.
А по поводу турецкой стороны сомнений не было никаких. Мы им палки в колёса ставим, и они нас любят странною любовью. Лично я и не сомневался, что в курортный сезон 2014 года возникнут проблемы. В июле прошлого года министр культуры и туризма Турции Омир ЧИЛИК прямым текстом сказал: «Либо летать будут все, либо никто!».
На что сейчас мы и нарываемся. По словам туроператоров, турецкая сторона разрешение даёт, но слишком медленно. Если раньше можно было договориться за несколько минут, то сейчас на это уходит несколько часов, а то и дней.
А теперь представьте: чартерный рейс стоит в чужом аэропорту и не получает вовремя разрешение на взлёт. Следовательно, будут проблемы с предоставлением воздушного коридора – ведь есть регулярные рейсы, а у авиадиспетчеров свой график и план полётов в зоне их ответственности.
По словам Василия Смелякова, все вопросы с турецкой стороной уже решены, и впредь таких задержек быть не должно. Хотелось бы верить.