Как депутаты с простыми людьми заодно стали
55.000 детей без интернета, более 1.000.000 – без компьютеров
Работа мажилиса построена таким образом, что все вместе депутаты нижней палаты парламента собираются раз в неделю, по средам, на пленарном заседании. Там же оглашаются депутатские запросы к исполнительной ветви власти. И если депутаты за конкретный запрос проголосуют, то он направляется адресату, и тот обязан в месячный срок на него ответить.
Странности (мягко говоря) нового учебного года напрягли депутатов уже спустя неделю после его начала.
Депутат от «Нур Отан» Джамиля НУРМАНБЕТОВА уверена, что обучение школьников сорвано, а 30.000.000.000 тенге потрачены Казахстаном на внедрение системы электронного обучения e-learning впустую.
– До сих пор свыше 55.000 школьников проживают в 835 сёлах без интернета и более 1.000.000 учащихся (а это 30%) не имеют компьютеров, – сказала она. – О страданиях родителей, которые фактически оказались заложниками ситуации и вынуждены взять на себя роль учителей-предметников, всем известно. Есть случаи, когда родители вынуждены оформлять отпуска без содержания и объяснять своим детям учебный материал, присланный учителем через «WhatsApp».
Не забыла депутат от партии власти упомянуть и учителей начальной школы, вынужденных нести двойную педагогическую нагрузку – проводить уроки дистанционно и преподавать в «дежурном классе» в школе.
Отдельно Нурманбетова поинтересовалась: а деньги где? По её сведениям, за последние 9 лет было выделено свыше 72.000.000.000 тенге на государственные образовательные программы. Из них только 30.000.000.000 тенге потратили на внедрение системы электронного обучения e-learning, которая удачно провалилась.
– Как показало начало 2020-2021 учебного года, фактически дистанционное обучение школьников было сорвано, несмотря на заверения первых руководителей министерства образования и науки и министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности о полной готовности 7 казахстанских интернет-платформ к дистанционному обучению и замене ими международных площадок, – сказала депутат.
Джамиля Нурманбетова потребовала от вице-премьера Ералы ТУГЖАНОВА расследовать, куда делись деньги и насколько эффективно они были потрачены, устранить проблемы дистанционного обучения и наказать тех, кто некачественно его подготовил к началу нынешнего учебного года.
Школы работали даже в войну!
Представители других политических партий, заседающие в парламенте, в своих претензиях были настроены ещё более критично.
Депутат-коммунист Ирина СМИРНОВА (кстати, сама в прошлом директор школы) от имени всех 7 членов фракции «Народные коммунисты» потребовала от премьер-министра Казахстана Аскара МАМИНА предоставить каждой школе самой решать, в какой форме ей обучать детей – очно, дистанционно или смешанно, а от министерства здравоохранения – выполнять рекомендации ВОЗ не только в части запретов и регламентаций.
Ирина Смирнова считает, что закрытие школ, колледжей и вузов уже привело к снижению качества образования и воспитательного процесса, к лишению детей и молодёжи равенства в доступе к образованию. А отсутствие различных форм обучения повлекло переход сотен, а может, уже и тысяч учащихся Казахстана к семейному и индивидуальному обучению в структурах других стран.
Коммунисты считают: дистанционное обучение привело казахстанские семьи к лишению источников дохода. Ведь кто-то из родителей (а нередко у ребёнка есть только мама) «вынужден вместо работы постоянно и неотлучно находиться рядом с ним, сопровождая учебный процесс».
– Дистанционное обучение по-прежнему продолжают насаждать в нашей стране – в пику диаметрально противоположным мерам в других странах, как то: Германии, Франции, Великобритании, России, Китае, – считает Ирина Смирнова. – Наша страна в своей истории переживала разные ситуации. Но всегда, во все времена, и в годы войны, разрухи, и во времена вспышек гораздо более страшных заболеваний, таких как тиф, чума, туберкулёз, школы никогда не закрывались, и обучение всегда проводилось в его классическом виде – при соблюдении санитарных требований.
Каждый год – бардак
После массированной атаки депутатов парламента на безобразия в образовательном секторе страны министерству образования и науки ничего не оставалось, как пойти в атаку – на передовую были брошены двое заместителей министра. А те за словом в карман не полезли. Например, вице-министр Шолпан КАРИНОВА на пресс-конференции, организованной в тот же день в ответ на обвинения, прозвучавшие в стенах парламента, обвинила всех жалующихся на неорганизованное начало учебного года в Казахстане… во лжи.
– Данные заявления не соответствуют действительности, – сказала она, походя обвинив десятки тысяч недовольных казахстанских мам и пап, а также 18 парламентариев, подписавших депутатские запросы в правительство, во вранье.
По её словам выходило: перед 1 сентября была «проведена большая подготовительная работа».
Но, если она и была на самом деле, и даже «большой», то её явно было недостаточно, и новый учебный год в школах Казахстана стартовал, как обычно. С бардака. В этом вице-министр сама призналась.
– В целом учебный процесс ежегодно проходит в таком режиме, когда в первые две недели идут организационные вопросы, составляется тарификационный список, утверждаются учебные планы, составляется расписание уроков, – попыталась повернуть тему в другое русло Каринова. – И этот год не исключение.
Оставшаяся часть выступления вице-министра была построена в традициях пропаганды. Чиновница раскрыла, что аж 70% учащихся учатся в дистанционном формате (а что им ещё остаётся делать?), а 43% казахстанских школ работают в штатном режиме (в «штатном режиме» – это, в лучшем случае, классные занятия для 1-4 класов).
А ещё, оказывается, во всех (!) школах открыты дежурные классы. Только в прошлом номере газеты мы сообщали, что сразу в нескольких актюбинских городских школах так называемые «дежурные классы» 1 сентября не открылись – в 17-й, 24-й, 33-й и 42-й («Зависшее образование»//«Эврика» от 9 сентября 2020 года). Так что, если уж кто и врёт, то не родители первоклассников.
Другой вице-министр, Бибигуль АСЫЛОВА, пыталась «вырулить» ситуацию по провалу программы e-learning.
– На финансирование программы выделялись средства с 2010 по 2013 годы, – сказала она. – С 2016 года полностью прекращено финансирование программы. Затрачено из бюджета порядка 36.000.000.000 тенге.
Помните, депутат Ерман говорил о сумме, в 6 раз большей?
Родители за интернетом лезут на деревья и крыши домов
7 депутатов от партии «Ак жол» и примкнувшая к ним «нур отановка» Гульжана КАРАГУСОВА обратились к премьер-министру Аскару Мамину и председателю счётного комитета Наталье ГОДУНОВОЙ с просьбой проверить министерство образования и науки на предмет того, куда оно дело громадные бюджетные деньги, направленные на цифровизацию образования, а также наказать министра Асхата АЙМАГАМБЕТОВА, наотрез отказывающегося сообщить депутатам парламента об этом.
– Недоработки в сфере информатизации образования особенно болезненно отразились в период ЧП в связи с коронавирусом, когда при переходе на дистанционное обучение фактически без уроков остались тысячи детей по всей стране, – заявила депутат от партии «Ак жол» Дания ЕСПАЕВА (на фото). – Тогда вдруг выяснилось, что все наши предыдущие сигналы об отсутствии интернета в тысячах сёл и аулов, о недостатке технического оснащения школ, об унизительных лазаниях родителей и учителей на крыши и деревья – правда, а бодрые ответы чиновников – не правда. Наши опасения подтвердились в первые же дни школьных занятий, – этими сообщениями переполнены все соцсети и официальные каналы.
Парламентариев очень интересует и другой вопрос: куда делись миллиарды тенге, выделенные на цифровизацию школ?
– Начиная с 2016 года в систему образования были направлены трансферты из республиканского бюджета на сумму около 28.000.000.000 тенге, из них 12.000.000.000 тенге – на приобретение мультимедийного оборудования для 6.152 школ, 16.500.000.000 тенге – на обеспечение скоростным интернетом 7.160 школ и на подключение цифровых образовательных ресурсов, – сыпала цифрами Дания Еспаева. – В 2017 году по инициативе МОН привлечён займ Всемирного банка на сумму 67.000.000 долларов на проект модернизации среднего образования. Но это ещё не всё – в июле текущего года МОН обратился к правительству за новым финансированием на 72,4 миллиарда тенге на оснащение школ оборудованием для цифровизации доступности школьных занятий онлайн через интернет.
Тем временем директор департамента цифровой трансформации образования МОН Канат КЕНБАЙ заявляет, что школы уже компьютеризованы на 96%, и интернет там хороший.
А самоизолировавшихся на дому учителей и ведущих оттуда дистанционные уроки компьютеризировать никто и не собирался.
Даже в октябре прошлого года, когда о коронавирусе ещё мало кто знал, депутаты уже возмущались тем, что на систему электронного обучения e-learning была потрачена неимоверная куча денег, а она так и не заработала.
– Госорганы заявили о выделении на программу 217.000.000.000 тенге, тогда как по факту объём затрат составил 371.000.000.000 тенге с учётом республиканского и местного бюджетов, а также собственных средств организаций, – сообщил тогда мажилисмен Мухтар ЕРМАН.
Напомним, система электронного обучения e-learning была запущена в 2011 году. Она включена в государственную программу развития образования Казахстана до 2020 года. Основная цель проекта декларировалась как обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям.
Школа, оставшаяся в воспоминаниях
С марта в Казахстане зарегистрировано 2.418 случаев коронавирусной инфекции среди детей. 98% из них выздоровели. Об этом в минувший четверг рассказал министр здравоохранения Алексей ЦОЙ, мотивируя решение не открывать учебные заведения для ведения ими обычного образовательного процесса.
– Например, если заболеет один ученик в классе, то весь класс и преподаватели уходят на 14-дневный карантин только по школе, а ещё есть контакты по семье, – сказал главный врач страны. – А если будет установлено, что заболевший контактировал сейчас с кем-то вне класса, то, соответственно, карантин будет наложен и на этих лиц. Таким образом, даже при регистрации одного случая высокий риск ухода на карантин классами, даже школами.
Министр здравоохранения заявил, что, несмотря на всё возмущение казахстанцев, первая четверть этого учебного года сохранится в текущем формате. Учитывая, что Цой предполагает пришествие второй волны коронавируса в ноябре-декабре, на восстановление школьного образования рассчитывать не приходится. В этом календарном году уж точно. В учебном – наверное, тоже.