Их девиз: «Ни дня без строчки»
12 марта 2014 года. №10 | ||||||||||||||
Из некогда литературного города Актобе постепенно превращается в античитательский. Большинство местных писателей, выпуская свои книги, даже не заикаются о гонорарах. Издательства не хотят печатать пробные опусы, сами же авторы творений считают, что их работы достойны лучшего обращения. | ||||||||||||||
Один день в неделю школьный учитель русского языка и литературы Акнур ИМАНГАЗИНА посвящает поиску новых книг. 57–летняя дама любит Достоевского и Абая, но о местных талантах предпочитает не говорить.
– На полках в книжных магазинах можно найти всё: от переизданного Пушкина до Коэльо и Донцовой. А из местных… Да нет в Актобе хороших авторов! Может, и есть, но это настолько сырой материал, что над ним нужно работать и работать. Ни один нормальный литературный редактор не возьмётся за их творчество.
С ОТТЕНКАМИ ЭРО
Каждый день сеть книжных магазинов в Актобе «Экономикс» посещают больше сотни любителей чтения. Примерно половина приобретает детскую литературу. Более искушённые читатели предпочитают зарубежных авторов. Уже несколько лет менеджер книжного магазина Лилия ВАЛЕЕВА наблюдает за вкусами жителей и гостей города.
– За последние годы тенденции поменялись: чуть снизился бум на детективы, зато по–прежнему в фаворе романы. Очень популярны Грегори Робертс с романом «Шантарам», трилогия «50 оттенков серого» Эрики Джеймс, произведения Паоло Коэльо. Чуть меньше стали спрашивать Эльчина Сафарли и Бернара Вербера.
Не спадает популярность и у признанных детективщиков Акунина и Донцовой. Впрочем, в ближайшие годы этот жанр вряд ли сбросят с вершины литературного Олимпа. Причём, по мнению большинства критиков, романы становятся всё более вызывающими и откровенными. А вот про классику забыли. О Пушкине и Достоевском вспоминают лишь тогда, когда произведения «проходят» в учебных заведениях.
– Читают сейчас меньше, многие молодые люди перешли на электронные книги. Хотя для людей старшего возраста томик в бумажном виде ничего не заменит. Ещё одна особенность последних лет: люди желают самообразовываться. Если есть спрос, то есть и предложение – стала поступать литература экономического плана, по психологии, философии. Многих интересует, как можно заработать. Тот же Киосаки, Хилл, Шеффер становятся подспорьем для читателей, – делится Лилия Владимировна.
Что касается казахстанских писателей, то тут менеджер разводит руками: мол, не пользуются спросом отечественные авторы. Если и есть книги «нашего производства», то они достаточно дорогие. К примеру, карманного формата книга Донцовой продаётся по цене от 500 до 800 тенге, стоимость переизданных произведений Мухтара Ауэзова в 2–3 раза выше. А уж говорить о начинающих именах в литературной среди и вовсе не приходится.
– Конкурировать нынешним казахстанским писателям с раскрученными, уже известными мэтрами достаточно сложно. Многие уходят в интернет, в этом их спасение и надежда. Только прибыли от этого никакой, так можно заработать только имя, – рассказывает моя литературно подкованная собеседница.
О литературных вечерах и кружках подобного рода в Актобе не вспоминают уже лет тридцать. И это несмотря на то, что в нашей области достаточное количество литературных самородков, готовых представить свои творения на суд общественности.
– Можно было бы проводить литературные вечера, как это делается в Алматы и Астане, но у нас места не хватит, будет тесно. Авторы есть, нужно только пойти им навстречу. Сейчас они поставлены в кабальные условия: мало того, что нужно найти деньги на издание книги, так ещё и необходимо их распространить среди книжных магазинов, – подытоживает Лилия Валеева.
ПЕНСИЮ НА КНИГИ
Актюбинский поэт Валерий МАРТЫНЕНКО издал уже 7 сборников стихов. С неподдельным трепетом он держит в руках томик со стихотворениями. Для незрячего человека выпуск своих произведений – это непередаваемо. Он может прочесть свои стихи только по памяти, но знает, что они проникают в души.
Вот уже 20 лет Валерий Николаевич не видит красок окружающего мира, но мужчина чувствует его сердцем. Зачастую муза посещает поэта по ночам, свои мысли он записывает в тетрадь либо на диктофон. А дальше… дальше методично и скрупулёзно выверяет каждую букву, ритм и рифму.
– Я не поэт и не писатель, а просто пишущий человек. Господь дал искру, поэтому не писать – это грех. Сейчас много так называемых «деланных» стихов: да, они рифмованные, но в них нет души. Чтобы написать стихотворение, нужно 10 процентов таланта и 90 процентов труда. Это тяжёлый труд, но никто этого не понимает. Сейчас поэзия практически не популярна, но я пишу. Раньше меня приглашали в школы, институты, делился своим творчеством с подростками и молодёжью. В последние годы меня попросту забыли, никому это уже не нужно… – с сожалением говорит Валерий.
На то, чтобы выпустить книги, пришлось искать спонсоров. Тираж в 500–600 экземпляров оценивается от 300.000 тенге и больше. Естественно, что таких денег у Валерия Николаевича не было.
– Честно говоря, мне было стыдно просить денег. Обращался к предпринимателям, но многие проигнорировали. Пришёл к владелице магазина, так она мне 500 тенге вынесла… Это был для меня удар, два месяца не мог отойти. А потом решил идти до конца: у меня пенсия 26.000, так я 6.000 оставлял на проживание, а остальные деньги откладывал. Хорошо, что меня подкармливал и поддерживал в это время священник отец Дмитрий, – вспоминает о своих мытарствах Мартыненко.
Чуть больше года понадобилось поэту, чтобы собрать нужную сумму, благо, помог один из актюбинских предпринимателей.
– Стихи – это мои слёзы, моя печаль, моя радость. Я понял, что, кроме меня, никто не будет искать мне средства на издание сборников. На призыв по выпуску новой книги уже откликнулись 12 бизнесменов из 60, к которым обращался. Пару месяцев назад она вышла – я их всех отблагодарил своими стихами – единственное, что я могу в нынешнем положении. Надеюсь, что своими стихами я принесу людям тепло, добро и свет, веру и милосердие.
В БОЙ ЗА КНИГУ
Экс–актюбинец Михаил ДИДЕНКО ныне покоряет Москву. В 2012 году ему посчастливилось выпустить собственную книгу «Психология и практика уличной схватки». Причём, изначально молодой человек ставил перед собой цель: опубликовать произведение за счёт издательства.
– Это высшее достижение, ведь за свои деньги сейчас может напечатать что–либо вообще любой человек. У издательств же есть нормы, планки. Ерунду они публиковать не будут, так как для них это не искусство, а бизнес. Им нужна отдача от вложенных средств. Если издательство публикует молодого автора, оно показывает этим, что видит в тебе талант, знает, что риск себя оправдает. Так оно и произошло. В прошлом году редактор мне сказал, что книга окончательно распродана, и её можно переиздать.
Кстати, чтобы добиться успеха, нужно было действительно много работать. Три года ушло на написание книги, а потом начались поиски издательств. На молодого автора обратил внимание довольно известный печатный дом.
– Потом уже научился вызывать вдохновение по желанию, и такое же произведение могу написать за месяц. Мне писали и пишут в интернете слова благодарности, и мне это очень приятно. Это дополнительный стимул к дальнейшему творчеству. Талант нужно развивать, причём сделать это можно только в постоянном развитии самого себя, – отмечает Михаил.
По мнению молодого писателя, пробиться в литературе лучше всего было в «лихие 90–е», когда старое общество разрушилось, а новое только формировалось.
– Сейчас интерес к чтению катастрофически упал, наступила другая эпоха. В эпоху «нулевых» стали раскручивать бизнес–проекты. Например, Дарью Донцову. Есть мнение, что сама она вообще ничего не пишет. Всё это делает команда писателей–профессионалов, «литературных негров». Кто–то выделил 300.000 долларов (как говорят) на рекламу, раскрутили некое лицо, чтобы оно стало узнаваемым, и запустили книжную серию. Говорят, что Джоан Роулинг (автор серии книг о Гарри Поттере) – такой же проект. Факт в том, что в наше время с помощью рекламы и маркетинга можно «раскрутить» всё что угодно. К сожалению, вкус у людей в эту эпоху упал. Они читают то, что им рекламируют, думая, что это их собственные предпочтения.
ЖИЗНЬ ИЗ КИРПИЧЕЙ
35–летний Данияр СУГРАЛИНОВ – успешный, состоявшийся человек, счастливый отец трёх детей. Некогда его рассказ «Кирпичи», настолько поразил читателей, что его творчество не сходило со страниц интернет–пространства.
– На самом деле я написал первую главу и отправил на udaff.com, – говорил семь лет назад Данияр. – Тут же посыпались комментарии: мол, давай ещё! Давал, что поделать. Вошёл в жёсткий ритм – в день писал по главе. Закончить всё никак не удавалось. Точку поставил лишь тогда, когда понял, что писать больше нечего.
Чуть позже один из первых блогеров в Казнете переехал из Актобе в столицу, где живёт и работает по сей день. Причём, в поддержку развития литературы создал порталы «Проза.кз» и «Horde.me».
«Подписал контракт с издательством «Манн, Иванов и Фербер» на книгу «Кирпичи 2.0». Я не знаю, первый ли я казахстанский автор в их пуле, но даже если не первый... Какая разница», – такие слова Данияра Сугралинова в соцсети снова взбудоражили всемирную сеть. Уж больно много людей ждали выхода продолжения нашумевших «Кирпичей».
Во второй части читатель найдёт ответы на все вопросы предыдущей части, а также проследит дальнейшую судьбу героя.
– Боюсь не оправдать ожиданий читателей, боюсь разочаровать. Поэтому так долго работал над продолжением. Переписывал даже. Думаю, всё, что хотел сказать, я выразил в этой книге. Издательство само на меня вышло, за выпуск книги денег не плачу, – отметил Данияр.
В свободное от работы, семьи и творчества время наш соотечественник читает не только классиков, но и современных авторов.
– Я не причисляю себя к категории писателей, у меня просто получается правильно складывать слова. Сейчас стали меньше читать, немного изменились и вкусы: скажем, актуальна вампирская тематика, книги по саморазвитию. Те же «50 оттенков серого», хотя многие это и не назовут литературой, многим нравятся. Возможно, потому, что это не сколько высокое литературное для эстетов, сколько искреннее, – подмечает Данияр Сугралинов. – Мне вообще кажется, что большие книги сейчас никто не читает, тем более без иллюстраций. В прошлом году мы выпустили альманах, где собрали творчество молодых авторов, так часть тиража до сих пор не продалась. Выводы делайте сами. Наши писатели не выдерживают конкуренции. Издательства вообще не прибыльные, держатся только на госзаказах. Единственный путь – обращаться в российские издательства. На самом деле тех, кто зарабатывает на писательском ремесле, в Казахстане можно по пальцам пересчитать. Все остальные предлагают свои произведения в электронном виде в интернете.
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ
В прошлом году первый заместитель председателя Союза писателей Казахстана Галым ЖАЙЛЫБАЙ побывал в Актобе, где провёл мастер–класс с поклонниками прозы и поэзии. О проблемах и сложностях отечественных писателей мэтр знает не понаслышке.
– Многие должны понимать, что Союз писателей – общественная организация, поэтому средств на публикацию у нас нет. Мы стараемся поддерживать как опытных, так и начинающих авторов. Проводим семинары, организуем круглые столы. Стараемся, чтобы писателя заметили и опубликовали через госзаказ. В Казахстане есть хорошие авторы, а то, что их имена не на слуху, это проблема. Раньше была государственная пропаганда, продвижение отечественных писателей и поэтов, сейчас такого нет. Думаю, что всё это надо решать на законодательном уровне, чтобы как–то закрепить права творческих людей.
– Много разговоров о том, что писатели практически ничего не получают за своё творчество. Это на самом деле так?
– Я уже как–то говорил, что настоящий поэт и писатель творит не ради гонораров. У него в душе всё кипит, если он не изольёт свою душу на бумагу, то не успокоится. Сейчас молодому хочется, чтобы сразу опубликовали его произведение, да ещё и деньги за это дали. Помните, как раньше годами наши коллеги ждали, чтобы их творения увидели свет? Если автор действительно стоящий, то признание обязательно к нему придёт.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
| ||||||||||||||
|