Голубой огонёк свободы
Уже несколько лет некоторые общественные организации Казахстана требуют, чтобы наша страна ратифицировала Стамбульскую конвенцию, принятую в 2014-м году. Это соглашение уже вступило в силу во всех странах ЕС, а также (с некоторыми поправками и возражениями) в других государствах Европы. Справедливости ради нужно отметить, что многие пункты документа (например, запрет на принудительный брак, стерилизацию женщины или уголовная ответственность за настойчивое требование сделать аборт) действительно важны в цивилизованном обществе, однако же тут есть и параграфы, которые откровенно шокируют. Так, Стамбульская конвенция требует воспитывать детей так, чтобы они с младенчества воспринимали нормой однополые браки и прочих личностей, у которых не всё в порядке с сексуальными пристрастиями.
– Конвенция даже не ограничивает термин «гендер» мужчиной, женщиной и «третьим полом», – поделилась юрист Тамара СИМАХИНА. – Недавно я просмотрела список, где было перечислено 58 гендеров! Может быть, я слишком консервативна, но для меня этот список выглядел, как список половых извращений. Я считаю, что речь о гендерных правах может рассматриваться лишь с точки зрения продолжения рода. Так заложено самой природой. Значит, любые отклонения от норм, ведущих к продолжению рода, нужно считать, как минимум, психическими заболеваниями. То есть, если это не нарушает общественных норм и интересов большинства, то пусть остаётся личной проблемой человека. Но когда речь идёт о том, чтобы создать для страдающих отклонениями людей комфортные условия, изменив общество и заставив терпеть проявления их заболеваний под угрозой наказания, с этим я не могу согласиться.
Неужели из-за масти мне не будет в жизни счастья?
Тем не менее, в законопроекте «О противодействии семейно-бытовому насилию» прямо говорится, что закон должен защищать интересы любого гендера от насилия, в том числе психологического. К счастью, в Казахстане их только два, то есть равные права есть как у жены, которую избил ревнивый супруг, так и у мужа, получившего по башке сковородкой в пылу семейной ссоры. Однако чётко прописанных понятий «мужчина» и «женщина» в казахстанском законодательстве нет. Это означает, что если кто-то из поклонников европейских «семейных ценностей» всё-таки протащит ратификацию Стамбульской конвенции, то попытка объяснить собственному ребёнку, что «вон тот дядя, который страстно целуется с другим дядей», это не совсем нормальный, грозит лишением родительских прав. Более того, сам странный дядя может поиметь с нетолерантного папы копеечку. В новом законопроекте появился такой термин, как «неимущественный вред». Под ним подразумевается выплата ущерба за моральные страдания, которым подвергся один из полусотни гендеров, после косого взгляда.
Зато сам «странный дядя» будет иметь полное право рассказать чужому ребёнку обо всех прелестях однополой любви.
Министр нам передаст
Говорить о том, что в ЕС – цитадели прав человека – нормы сомнительного документа соблюдаются, и страны Европы не превращаются в Содом и Гоморру, не совсем верно. Там спорные места регулируются местным законодательством, проверенным столетиями, а не законом, состряпанным за 3 месяца на коленке.
У нас же, с новыми поправками, проблем хватит и без Стамбульской конвенции.
Более того, согласно статье №15 скандального законопроекта, министерство информации, согласно законопроекту, имеет право устанавливать собственную политику в освещении гендерных вопросов. В этой статье кроются сразу два подвоха. Во-первых, такой орган, как министерство, не наделён полномочиями что-либо освещать. Этим занимаются СМИ, а госорганы могут лишь контролировать их работу. А во-вторых, установление собственной политики означает не что иное, как строгую цензуру. Другими словами, министерство будет иметь полное право требовать от каждого журналиста или блогера писать о вопросах семьи так, как это нужно государству, или не писать вовсе.
При таком раскладе любую тему, которая так или иначе касается вопросов пола, можно вообще скрыть от общественности – или подать под другим соусом. Например, госорганы могут потребовать снять журналистское расследование о громком изнасиловании, либо, наоборот, заставить тиражировать новость, где оппозиционный политик дал жене оплеуху во время семейной ссоры. А стоит кому-нибудь из проворовавшихся чиновников заорать, что его судят не за коррупцию, а за неправильную сексуальную ориентацию, так министерство просто обязано стать на его защиту.
«Не молчи!», помолчи
Законопроект появился неслучайно. Ему предшествовали жуткие истории от общественной организации «Не молчи!», где в красках описывались самые кошмарные (а порой и выдуманные) факты о бытовом насилии, потом долго муссировалась история девочки, которую мать выгнала на мороз в одних трусиках, или ролики, где отец жестоко избивал сына на камеру.
– Есть все основания считать, что сначала в обществе создавался резонанс, людей убеждали в необходимости принять закон как можно быстрее, – говорит гражданский активист, учредитель федерации ММА Казахстана Анатолий КИМ. – Подкреплялось это не только новостями, но и необъективными статистическими данными. Вступление такого закона в силу, в первую очередь, приведёт к росту коррупции. Ведь фактически государство будет лишено контроля над НПО. Я уже не говорю о том, что под угрозу ставятся традиции, культура, моральные устои нашего народа.
Сам законопроект появился ещё в сентябре прошлого года, но казахстанские правозащитники увидели его лишь недавно, в начале января. После недолгого изучения многие решили, что речь идёт совсем не о внедрении нравов дикого Запада, а о новом механизме политического влияния.
– Если закон вступит в силу, то можно забыть не только о свободе слова, но и вообще о какой-либо критике власти, – считает правозащитник Тамара Симахина. – Получается, что любой участковый, чиновник или общественник сможет влезть в семью, чтобы научить, как правильно разговаривать с женой и чему учить сына. А устранить политического противника или конкурента по бизнесу – ещё проще. Достаточно анонимного звонка и угрозы участкового отобрать ребёнка, как любой крепкий человек надолго забудет и о бизнесе, и о своей гражданской позиции.