Дым на небе, дым на земле
Проблему с бытовым мусором в Германии решили всего за 6 лет. Если в ФРГ она остро никогда не стояла, то в ГДР ситуация складывалась удручающе. Вся проблема состояла в несовершенном законодательстве, и восточно–германскому грязнуле ничего не грозило. После падения Берлинской стены власти ввели определённые поправки. За мусор теперь полагается огромный штраф, а все вырученные средства уходят на развитие мусороперерабатывающей индустрии. Причём виновник ещё должен возместить нанесённый ущерб и убрать грязь за свой счёт – власти не делают никаких исключений. Чувствительный удар по кошельку ждёт и простого прохожего, бросившего фантик мимо урны, и крупное предприятие, обеспечивающее работой тысячи немцев.
К концу 90–ых, когда у граждан выработалась привычка не сорить на улице, стало ясно, что складировать отходы на полигоне не только вредно для природы, но и нерентабельно. Власти решили строить мусороперерабатывающие заводы. Это пока лишь экспериментальные образцы, но практика показала, что идея отличная. Мусор на таком предприятии сжигается, но специалисты считают, что это слово не совсем корректно. Точнее будет сказать, что отходы подлежат термической обработке в замкнутом помещении, и дым при этом в воздух не попадает. Тепло от отходов при этом не пропадает, а идёт на отопление домов. Другими словами, жители городка, где расположен мусороперерабатывающий завод, сортируя отходы, обеспечивают себя дешёвым топливом.
По мнению председателя правления «Ассоциации экологических организаций» Айгуль СОЛОВЬЁВОЙ, немецкий опыт поможет актюбинцам не только сделать город чище, но и обогатить регион. Дело в том, что в Европе утилизация мусора – очень дорогое удовольствие. У нас же, благодаря инвестиционным программам и недорогой рабочей силе, можно строить настолько мощные предприятия, что мусор нам станут поставлять из Европы, доплачивая за его утилизацию. Ведь там сжечь тонну мусора стоит в среднем 100–200 евро. У нас же эта процедура будет стоить не больше 20 долларов.
Луна–парк вместо шахты
Если проблему с мусором в бывшем ГДР решили всего за 6 лет, то с главным экологическим кошмаром Германии власти борются уже более 3 десятилетий. Речь идёт об угольных шахтах Рурского бассейна. Уголь тут добывают несколько столетий, и во все времена рурские шахты считались важнейшей отраслью в экономике ФРГ. Вокруг шахт и металлургическийих предприятий вырастали моногорода, а сама индустрия обеспечивала высокооплачиваемой работой тысячи граждан.
Сейчас шахты там закрыты, здоровье народа для властей оказалось выше прибыли. Более того, к 2038–му году Германия планирует полностью отказаться от использования каменного угля. На смену ему придут атомные электростанции и альтернативные источники энергии, вроде солнечных батарей или ветряных электрогенераторов. Любопытно, что закрывшиеся шахты до сих пор приносят доход. Немцы здраво рассудили, что невыгодно бросать огромные, на века построенные помещения, и превратили шахты в развлекательные центры. Прогуляться под землёй разрешается совсем недалеко и не везде. Зато в надземных помещениях открыты рестораны, музеи, кинотеатры, ночные клубы и даже луна–парки. Кроме того, для школьников и студентов тут регулярно проходят познавательные экскурсии, посвящённые истории угольной промышленности Германии.
Хотели как лучше
Металлургические же предприятия работают в прежнем режиме, но всё оборудование там сильно модернизировалось. Если раньше дым выбрасывался в атмосферу, и в ближайших городках дышать было невозможно, то сейчас в небо уходит только чистый пар. Городки–спутники тоже стали чище. Закопчённые бараки всего за несколько лет сменились яркими частными домиками, а вместо грязных пустырей тут разбили клумбы, парки и скверы.
Окрестности тоже не остались без внимания. Отравленные водоёмы вычистили, голую землю покрыли плодородным дёрном, и там, где раньше можно было прогуливаться лишь в костюме химзащиты, сейчас устраивают пикники.
Тем не менее, власти Германии считают этот проект не слишком удачным, и нуждающимся в многолетней доработке. Дело в том, что, несмотря на все старания, полностью побороть безработицу в моногородах не удалось. После закрытия шахт города–спутники ожидала та же судьба, что Алгу в 90–ых. Все жители, так или иначе, имели доход лишь благодаря шахтам. Создание рабочих мест в развлекательной сфере, а также в сфере очистки и благоустройстве города и пригорода, позволило сохранить процент безработных на том уровне, который был до закрытия шахт, а не могли трудоустроиться там целых 0,8 % жителей. Все инвестиции должны были полностью обеспечить рабочими местами всех желающих, с учётом наёмной силы из других стран и регионов. Моногорода до сих пор считаются экономически неблагополучными, и специалисты из Германии настоятельно советуют избавиться от этого явления и в Казахстане.
Осторожно, двери закрываются
Такую острую для Актобе проблему, как общественный транспорт, в Германии тоже решили довольно быстро. Ведь она имеет прямое отношение к экологии. Дело в том, что в городах не существует проблемы с общественным транспортом, люди всё чаще пользуются личным автомобилем, следовательно, количество выхлопов в атмосферу повышается. Избежать этого можно, сделав автобусы привлекательнее для горожан. Если в автобусе можно доехать до работы так же быстро, как на машине, и при этом не тратить время на парковку, то зачем лишний раз выгонять из гаража железного коня? Поэтому автобусное сообщение в небольших городах Германии организовали по принципу метрополитена. Маршруты пересмотрели так, что появилась система пересадок. Теперь нет необходимости дожидаться нужного автобуса. Пересев на узловой станции, добраться до точки назначения можно гораздо быстрее. Кроме того, автобусы ходят точно по расписанию, с интервалом не более чем в 5–10 минут.
Здесь вам не там
Тем не менее, у немецкого опыта есть нюанс, который делает его воплощение в Актобе невозможным.
– Наверное, я единственный, кто скажет вам правду. Я не политик, мне не нужны голоса на выборах, – шутит Томас Хельм. – Вы в Актобе очень мало платите за мусор. За такие деньги ни одна компания по вывозу мусора не сможет добросовестно выполнять свои обязанности. У нас же есть правило, в котором говорится, что компания не имеет права устанавливать цену за утилизацию мусора меньше, чем на сумму, утверждённую государством. Поднимать тариф можно, снижать нельзя. Если тариф будет меньше установленного, то компании придётся на чём–то экономить, а это скажется не лучшим образом для окружающей среды.