Дядя Молотов, тут такое дело...
Жил-был в Карабалыкском районе Актюбинской области мальчик Н.Е.ЧУПИС. В свои 13 лет он учился в 5 классе Ново-Троицкой школы. Дело было в 1935 году – не самое простое для наших краёв время. Болезни, голод, а у юного Чуписа ещё и в школе проблемы начались – час от часу не легче.
Но мальчик не сплоховал: решил пожаловаться, да не абы кому, а в Москву. Письмо он отправил Совет Народных Комиссаров СССР и РСФСР лично Вячеславу МОЛОТОВУ:
«Сообщаю Вам, тов. Молотов, что был создан закон сов.Нар.Ком.Ком. – этот закон говорил за то, что с 12-летнего возраста за убийство или увечие человека, или воровство будут привлекать к ответственности как и взрослых. Этому закону не подчиняются многие ребята школы и уч.производства. Например я сам Чупис Н.Е. И я хожу в школу, в кооператив и другие учреждения. Я хожу под угрозой смерти, так и смотри как бы неударили кинжалом или ещё чем-нибудь», – жалуется Чупис (здесь и далее стиль, орфография и пунктуация авторов сохранены).
Дальше мальчик дотошно приводит список фамилий обидчиков. Всего 5 человек, которые, по мнению Чуписа, были жуткими хулиганами. Он на них уже, к слову, жаловался – за это и схлопотал однажды:
«Ходят драться по вечерам и ночам. Один раз меня ударили в спину кинжалом и я пропустил 18 уроков по всем предметам. Это происходит от того, что у нас девочки ходят на улицу и являются их ухожорками, за это я узнал, что так делается, и сказал учителю. А за это они хотят отомстить мне смертью или увечием меня. Я ещё сообщал это дело в наш сельсовет. Пока досвидания Дорогой Дядя Молотов и я крепко целую Вас в 1100000000000 тыс.раз».
Последнее московское предупреждение
Сведений о том, выжил ли Чупис после таких жалоб, не сохранилось. Зато точно известно, что кто-то в СНК письмо дяде Молотову прочитал: в архиве сохранился официальный ответ, направленный, правда, не мальчику, а в адрес Актюбинского обкома ВКП (б) и Актюбинского облОНО. Оказывается, секретариат СНК достаточно оперативно потребовал разобраться с проблемой, но местные чиновники отчего-то не отреагировали, несмотря на 3 напоминания. Это – четвёртое:
«Направляя Вам копию письма ученика Ново-Троицкой школы, Чупис Н.Е., просим Вас проверить, что сделано Актюбинским ОблОНО по данному заявлению и каковы причины молчания Актюбинского ОблОНО на наши запросы. О результатах просьба сообщить Секретариату».
Ни порядка, ни дисциплины
На этот раз отмолчаться не вышло – последовала череда проверок, причём сразу по всей области. Из документов и отчётов становится ясно, в каких условиях обучались дети в 1935 году.
Например, об одной из школ-интернатов проверяющие пишут, что в зданиях грязно, а двор и вовсе используется вместо уборной. Ученики 4 и 5 классов спят на тонких подстилках в общих комнатах, у других ребят ещё есть возможность устроиться на нарах, если места хватит. Да и в целом обстановка в школе так себе:
«Дисциплина в школе плохая: в перемену дети хулиганят на улице, во время урока заскакивают в классы и т.п. В классах грязно, печи и стены исписаны мелом, окна пыльные, сидят дети в пальто, девочки в платках».
Кто учится, тот не ест
Здания многих школ оказались совершенно не приспособлены для обучения, к учебному году там никто толком не готовился. Ни дров не заготовили, ни ремонтом не обеспокоились. Даже бани не обнаружилось, где дети могли бы помыться.
А ещё очень не хватало продуктов. Два месяца ученики были вынуждены питаться «болтушкой» и не видели овощей. Вот так, согласно записям, выглядел примерный рацион школьника:
«Кормят: утром чай без сахару и 200 грамм хлеба, днём – обед на 1 блюдо (болтушка с салом, или без сала) и 100 грамм хлеба, и вечером – чай без сахару и 200 грамм хлеба».
Школьные беспризорники
Дети чаще всего были предоставлены сами себе, особенно те, что проживали в интернатах:
«Воспитатели лишь заходят утром, днём и вечером дети их не видят и предоставлены сами себе. Я застала маленьких детей сгрудившихся на полу и заправляющих керосиновую лампу».
Пожаловаться бы директору, но и там проблема возникала. В этой самой аульной школе, о которой идёт речь, за один учебный год сменилось сразу 4 директора. На момент проверки пятый приступал к работе.
С учителями тоже вышла промашка: некоторые уроки в актюбинских школах не проводились, потому что не нашлось специалистов. Так детишки из некоторых районов остались без занятий русским языком и литературой, немецким языком, рисованием и музыкой. А те педагоги, которые всё-таки работают (подумать только!), газеты выписывают, но отчего-то постановления СНК, что там публикуются, не знают.
Уй какой-то
Словом, школы представляли собой печальное зрелище даже по меркам своего времени:
«Школьное здание – обыкновенный «уй», с 4 маленькими комнатами, из которых одна классная комната, площадью пола 4м*5м и 2 метра вышиной, и с 2 окнами, общая площадь которых около 3х/4х квадратных метров, с остеклением наполовину. Стены выбелены, окна и двери после побелки не вымыты. Пол земляной, не убирается, пыль и сор не меньше одного-двух вершков».
Конечно, и до письма мальчика Чуписа школы проверяли, но менее усердно:
«Был лично Зав. Районо. Никаких лично замечаний по школе не сделал, только обещал дать стекло».
Где будем делать Францию?
Материальное обеспечение школ тоже хромало. Это сейчас родители возмущаются, что не всем ребятишкам достались казённые планшеты и ноутбуки, а сотню лет назад учащимся приходилось обходиться без карандашей, чернил, перьев и наглядных пособий. Выкручивались как могли!
Случались казусы:
«Присутствовала на уроке географии в 6-м классе. Вместо карты Европы, которой нет, пользуются картой Азии. Ни один из отвечающих не смог найти Францию, которую изучают».
С чего проверяющая взяла, что на карте Азии можно отыскать Францию, остаётся только гадать.
Куда смотрит райОНО?
В конечном счёте, Актюбинский обком и местное облОНО получили нагоняй. Из Казахстанского крайкома ВКП(б) писали, что подготовка слабая, ремонт в актюбинских школах – неудовлетворительный, а процесс ликвидации безграмотности и вовсе запущен донельзя.
«Районо не знает положения отдельных школ, оперируя средними данными по району. Совершенно отсутствует снабжение школ наглядными пособиями. Нет методического руководства и внимания мугалиму. Задолженность по зарплате мугалимам за 2 месяца 52 000 рублей не погашена даже к юбилейной годовщине КАССР. Районо обезличен в расходовании средств – ничего не знает о ходе исполнения своего бюджета, когда учителя обращаются за зарплатой, посылают в РайФО, оттуда обратно в Районо и так без толку издевательски ссылаются друг на друга», – подвёл итог секретарь Каз. Крайкома ВКП(б) Левон МИРЗОЯН.