Через знания - к единству
В современном Казахстане на обеспечение мира и согласия среди граждан делается основной акцент во внутренней политике. Представители различных конфессий проживают на одной территории на протяжении десятилетий, их культуры тесно сплетаются между собой. Казахстанцы привыкли вместе отмечать важные праздники, дружно справляться с невзгодами и делиться радостями.
Однако в XXI веке мир настигла опасность распространения деструктивных религиозных течений. Угрозу религиозного экстремизма и терроризма нельзя удержать государственными границами, радикальные убеждения способны распространиться всюду, где есть люди, которые их придерживаются. Поэтому основной инструмент профилактики распространения угрозы – это нулевая терпимость по отношению к тем, кто призывает к деструктивным идеям, а также повышение уровня грамотности населения. Люди, способные критически мыслить, начитанные и умеющие пользоваться своими знаниями, никогда не пойдут на поводу у агитаторов.
Возможные различия
В управлении по делам религий Актюбинской области отдельно отмечают, что, несмотря на расхожие стереотипы, не следует причислять всех поголовно представителей той или иной традиционной религии к сторонникам радикальных течений. Подобная необоснованная ксенофобия – ещё один признак низкого уровня религиозной грамотности. Что же касается отдельных верований, то все традиционные религии призывают к миру и согласию, а розни и кровопролитие считают грехом.
– У мусульман, проживающих в разных странах, есть свои отличительные особенности, – приводят пример в ведомстве. – У людей отличается культура, язык, обычаи, в зависимости от окружающей среды. Шариат не отрицает этих различий. Напротив, он предупреждает, что со временем и в разных местах фетвы могут меняться.
Непринятие догм
Представители местного духовенства и специалисты в области религий не устают напоминать актюбинцам о важнейших признаках, на которые стоит обращать внимание, чтобы не попасть под влияние деструктивных религиозных течений. Вера, которая внешне кажется классической и правильной, по факту может обладать рядом деструктивных признаков, которые способны внести разлад в общество.
Один из самых главных таких симптомов – это неприятие других конфессий, иных точек зрения. Строгая централизация, полный контроль и отрицание всего, что не попадает в оговорённую парадигму, свидетельствует об определённом уровне радикализма.
Необходимо учитывать, что мирные последователи традиционных систем верований никогда не станут призывать окружающих к распрям, противостояниям и войнам. Они учитывают наличие общечеловеческих ценностей, традиций и обычаев, присущих другим народам, и относятся к ним со всем возможным уважением.
– Представители многих из таких «новых» течений отказываются от службы в армии, не участвуют в государственных общественных мероприятиях, считая это идолопоклонством, – объясняет главный специалист отдела межконфессиональных отношений управления по делам религии Актюбинской области религиовед Ольга ВОРОНЕВИЧ. – И со времён первых христиан, и со времён первых мусульман существовала армия, наряду с религиозными праздниками проводились и светские мероприятия. Но они никогда не приравнивались к поклонению. Кроме того, бездействие и неучастие, например, в защите своей родины, во многих традиционных конфессиях приравнивается к отклонению от воли Бога, непринятию догм Священного писания.
Неправомерные запреты
Зачастую способом убедить последователей в некорректных убеждениях становятся своеобразные интерпретации священных текстов различных религий. Человек, который хорошо ориентируется во всех заповедях, умело играет на незнании окружающих и выворачивает всем известные мирные истины наизнанку.
Так совершенно мирные обычаи и традиции в изложении представителей радикальных религиозных течений превращаются в способ разрушения общественного строя. Нетрадиционные деструктивные верования направлены на разделение общества, лишение государства и его народа защиты, идеологическую войну. Неверные интерпретации священных писаний распространяются в книгах, листовках, журналах, через интернет.
Нередко подобный радикализм имеет весьма печальные последствия. Представители радикальных религиозных течений решаются на террористические акты, в которых страдают мирные жители, или устраивают акции, призывающие к самоубийствам.
– Также из-за неверного толкования священного текста тысячи людей, в том числе и дети, в истории новых христианских течений лишались жизни в связи с отказом от переливания крови, – рассказывает Ольга Вороневич. – Но запрет не имеет богословского обоснования. Апостол Павел запрещал христианам употреблять идоложертвенную кровь в пищу, что было актуально для того времени. Христианам также нельзя пить человеческую или любую другую кровь. Но эти запреты не имеют ничего общего с медицинским переливанием крови.
Меркантильные цели
И таких примеров достаточно много. Представители деструктивных религиозных течений отрицают устоявшиеся в обществе традиции и обычаи. Доходит даже до того, что маленькие дети лишаются праздников на день рождения, Новый год или Наурыз, которые им отмечать строго-настрого запрещается.
– Распад браков, отказ от родственных связей, не поощрение получения высшего образования и многое другое ведёт к духовному истощению человека. Маска, которую надевают на адепта деструктивные течения, закрывает ему истину. На самом деле в них человек поклоняется и исполняет не волю Бога, а волю организации, искусственно созданной несколькими людьми в меркантильных целях, – говорит Ольга Вороневич.
Важность образования
Многие проблемы, связанные с распространением деструктивных религиозных течений, решаются при помощи повышения уровня религиозного образования. Многие в нынешнем обществе относятся к нему достаточно скептично из-за засевших в головах стереотипов и религиозных разногласий. Однако специалисты утверждают, что изучение основ мировых религий играет положительную роль в жизни любого человека, учит его терпимости, критическому мышлению, поднимает общий уровень культуры.
В Актюбинской области ответить на вопросы в духовной сфере могут специалисты из специальных информационных центров, представители духовенства, а также опытные педагоги. В Актобе вот уже несколько лет успешно функционирует медресе, в котором преподают опытные наставники.
Сегодня Актюбинское медресе является одним из немногих, которые получили звание колледжа. Учебное заведение работает при поддержке Духовного управления мусульман Казахстана. При медресе работают общежитие, библиотека, тренажёрный зал, то есть созданы все условия для нормального обучения.
Педагоги – а их 17 – стремятся обеспечить религиозное образование, направленное на формирование личности, развитие профессиональных качеств на основе национальных и общегражданских ценностей, научных и практических достижений. Всё это необходимо, чтобы из стен медресе вышел гражданин, который хорошо образован, принимает различные точки зрения и стремится нести мир и доброту в общество.