Чем опасен буквализм?
Современное общество знает не мало религиозных течений и верований. Только в одной Актюбинской области проживают представители нескольких десятков различных конфессий. Все они предпочитают сосуществовать в мире и согласии, вместе отмечать праздники, изучать традиции и обычаи друг друга.
Однако, как и во всём мире, проблема распространения радикальных религиозных течений в регионе так никуда окончательно и не исчезла. Руководством области, управлением по делам религии, ведомственными информационно-аналитическими центрами и волонтёрами проводится активная профилактическая работа, и число приверженцев нетрадиционных культов со временем снижается.
Актюбинцев просят быть внимательными в общении с окружающими, использовать критическое мышление во время дискуссий, а также обращать внимание на некоторые признаки нетрадиционных культов, часть из которых запрещена на территории Республики Казахстан. Одной из таких особенностей и является религиозный буквализм.
Религиозный буквализм – это поверхностное понимание религиозных принципов и текстов. Священные писания порой метафоричны, иногда они бывают сложны для понимания обычного человека. Помочь в них разобраться может либо опытный квалифицированный специалист, либо кто-либо из духовенства (но только если эта конфессия на территории страны легальна). Те, кто доверяют «расшифровку» религиозных писаний и догм сомнительным личностям, ставят под угрозу свою жизнь и жизни близких людей.
Мотив для войны
Буквалисты отвергают любые трактовки религиозных писаний, основанные на рациональном подходе. Они, как и подразумевает название течения, предпочитают воспринимать тексты в прямом «топорном» смысле, даже если это плохо вяжется с основными принципами верования.
Так, совершенно мирная религия способна в одночасье превратиться в вестник войны – достаточно всего лишь неправильно истолковать пару предложений, а потом донести своё видение до остальных адептов.
– Эксперты считают, что религиозный буквализм способен послужить одним из мотиваторов террористических актов, – утверждает религиовед Нуржан КУНДЕБАЙ. – Так как религия и общество взаимосвязаны, то неправильная трактовка или восприятие могут привести к глобальным последствиям. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для идеологических манипуляций со стороны различных организаций: деструктивных религиозных течений и радикальных террористических группировок.
Без внимания к отсылкам
Одним из ярких примеров использования принципов религиозного буквализма является салафизм. Это исламское течение широко распространено и имеет много сторонников. Встречаются они и в Казахстане.
Как говорят эксперты, салафиты предпочитают использовать буквализм в толковании основных исламских принципов. Они далеко не всегда обращают внимание на причинно-следственные связи, многочисленные отсылки в текстах. Все остальные толкования в салафизме считаются в корне неверными.
Яркий пример буквального толкования священного писания – это хадис, в котором указывается, что «опускающему подол ниже щиколоток грозит попадание в ад». Буквалисты воспринимают его буквально и корректируют свой внешний вид. Однако теологи, обладающие богатыми энциклопедическими знаниями, и образованные имамы отмечают, что в данном хадисе говорится только о тех, кто с высокомерием носил подобную одежду.
Кругозор сужается
Новые адепты деструктивных религиозных культов, о каком культе бы ни шла речь, в большинстве случаев довольно плохо ориентируются в священных текстах. Многие из них и попадают в секты только лишь потому, что искали ответы на свои вопросы, а в итоге попали в руки не к тем людям и запутались в паутине из лжи и ложных убеждений.
Если вовремя не вытащить человека из деструктивного культа, у него просто не останется никаких возможностей ознакомиться с истинным смыслом священных писаний. Адепты будут слепо следовать за своим духовным наставником, буквально трактующим тексты, их видение мира будет искажаться, а кругозор постепенно сузится до крайне небольшого круга проблем и занятий. В этом крохотном мирке не останется места всему, что не подходит под навязанные принципы, даже родным людям, не пожелавшим принять сторону деструктивных религиозных культов.
Постепенно адепты окончательно убеждаются в том, что путь деструктивных религиозных течений, навязанный в том числе при помощи принципов буквализма, единственно верный. На этой почве могут возникать серьёзные конфликты в обществе, порой такие недопонимания имеют весьма печальные последствия. Дискредитируются праздники, народные и семейные традиции и обычаи, государственные законы, общественные нормы, правила светской жизни.
Настроенный радикально адепт способен, не моргнув и глазом, отозваться на призыв своих учителей к войне – не потому, что это изначально плохой человек. Просто неправильная трактовка и определённое психологическое воздействие могут даже самых мирных людей превратить в оружие.
Призыв к миру и согласию
В управлении по делам религии Актюбинской области отмечают: толковать священные тексты какой бы то ни было конфессии, будь то христианство, ислам или любая другая религия, может далеко не каждый. Этот человек должен быть начитан, всесторонне образован, хорошо разбираться не только в религии, но и в истории, культуре, антропологии. Не нужно верить тем школам и тем людям, которые радикально настроены против всего мира, которые верят лишь в свою исключительность и не способны вести конструктивный диалог. Если же вам всё-таки повстречались такие люди, следует обратиться в правоохранительные органы для более тщательных проверок.
Нужно помнить, что религия – это сфера очень хрупкая, так как вера лежит в основе убеждений и жизненных принципов практически каждого человека. И практически каждый имеет собственную систему ценностей, свою точку зрения по тому или иному вопросу. Традиционные верования не настраивают людей на вражду между собой, все они призывают исключительно к миру и согласию. Более того, они отвергают буквализм и охотно идут на диалог.
Причины трагедий
Остановить распространение религиозного буквализма можно при условии, что в обществе повысится общий уровень грамотности. Люди, хорошо знающие свои права, начитанные и консультирующиеся только лишь с опытными специалистами, никогда не станут приверженцами взглядов буквализма. У них слишком широкий кругозор для того, чтобы воспринимать написанное буквально и отметать в сторону всю имплицитную информацию.
Очень важно обращать внимание на то, откуда берётся та или иная информация о религии, кто её распространяет, какой мотив может быть у тех, кто проповедует то или иное толкование. Буквальная интерпретация текстов может казаться простой, ясной и верной, однако на самом деле она может привести к дестабилизации общества и многим трагедиям.