Чабаны нынче не те
– Возможная причина в том, что в пастухи сейчас нанимаются посторонние люди: нет работы, вот и идут скот пасти, – делится мнением экс-актюбинец, а ныне житель Алматы Усман ТУРДАЛИЕВ, много лет проработавший чабаном. – А тут подход нужен. Раньше чабанов обучали, случайных там не было. Почётная была профессия. Сегодня многие пастухи пьют, могут и уснуть, а скот разбредается. Птицу и овец воруют, КРС могут тут же разделать и сдать на мясо. Это проблема в масштабах страны.
Ещё одной причиной «бродячего» скота может быть отсутствие у сельчан средств на содержание пастухов.
В пресс-службе департамента полиции Актюбинской области сообщили, что с начала этого года в нашем регионе произошли 11 дорожно-транспортных происшествий с участием животных, в трёх случаях погибли люди:
– Владельцы животных продолжают оставлять без присмотра скот. Особенно часто ДТП происходят ночью. Предлагаем собственникам животных использовать светоотражающие ошейники для предотвращения аварий.
В министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК перешли от предложений к реальным действиям.
– Для безопасности дорожного движения на автодорогах республиканского значения и предотвращения выхода домашнего скота на проезжую часть были установлены ультразвуковые приборы для отпугивания животных и электрические ограждения «Электрический пастух», – прокомментировали в ведомстве.
В качестве эксперимента выбрана Мангистауская область, где филиал ТОО «Казахавтодор» установил 3.000 погонных метров ограждений вдоль участка автодороги «Доссор – Кулсары – Бейнеу – Сай Утес – Шетпе – Жетыбай – м.п. Актау». Ограждения находятся под напряжением в 12 вольт.
Предполагается, что такие ограждения решат проблему и будут установлены в других регионах страны. К слову, в актюбинском филиале «Казавтожола» внимательно следят за экспериментом коллег.
– Это очень серьёзная проблема для нас, – говорит руководитель актюбинского филиала «Казавтожол» Марат МАХАМБЕТОВ. – Хотя это не наша забота, но мы встречаемся с жителями сельских округов, где постоянно говорим, что скот должен быть под контролем. Не так давно на дороге в сторону Карабутака сбили корову, так ни один сельчанин не признался, что животное его. Боятся ответственности. По «Электрическому пастуху» посмотрим: если система будет эффективна, то и на дорогах Актюбинской области внедрим.