Большая стройка
– Таких широкомасштабных работ (по среднему и капитальному ремонту) никогда не было, – признавал в интервью «Эврике» аким области Ондасын УРАЗАЛИН. – С учётом пожеланий жителей и исходя из наших финансовых возможностей, список улиц мы увеличили – их в нём уже более 100.
– Экономия не отразилась на качестве, – утверждал аким города Асхат ШАХАРОВ. – Она производится не за счёт отсутствия материалов. Качество работ мы тоже проверяем, сотрудники центра экспертизы гарантируют, что асфальт прослужит долго. Они берут материалы на анализ, подрядчик устраняет все недостатки, если они есть, и только после этого мы оплачиваем работы.
Обновлённый проспект
В прошлом году на ремонт дорог в Актобе потратили 14 миллиардов тенге.
Одними из самых масштабных проектов были реконструкция проспекта Санкибай батыра и улицы Арынова.
Протяжённость ремонтируемого участка на проспекте Санкибай батыра составила 3,3 километра. Ранее движение здесь было двухполосным, не хватало светофоров. Сейчас дорожное полотно расширено до 4-х и, местами, до 6-и полос. Проспект обошёлся бюджету в 1,5 миллиарда тенге.
А длина ремонтируемого участка по улице Арынова составила 1.300 метров, ширина проезжей части увеличилась с 7,5 метров до 15.
Кто на север, кто – на юг
Ещё один дорогостоящий проект – мост через Илек, который располагается на Южном обходе. Возведение моста и прилегающей к нему дороги протяжённостью 13 километров обошлись бюджету в 7 миллиардов тенге. Подрядчиком выступила известная в городе компания – ТОО «КТП».
– Мы сейчас Южный обход соединим с Северным, – рассказывал «Эврике» Ондасын Уразалин. – Дорога через новый Илецкий мост и посёлок Заречный выходит на хромтаускую трассу. Транспорт, идущий со стороны Хобды и Уральска, не будет заходить в город, а пойдёт по объездной дороге мимо Ново-Альджанского элеватора через мост на 41-м разъезде. Эта вся дорога называется Южный обход. Северный обход идёт с Мартукской трассы и соединяется с Южным в районе пересечения с Хромтауской трассой.
– Дорога удобна для большегрузных машин, – отмечает и градоначальник Асхат Шахаров. – Теперь они не въезжают в город, а проезжают по кольцевой. Через нашу область проезжают около 12 тысяч грузовых автотранспортных средств в сутки.
Километры дорог
Всего в областном центре насчитывается примерно 659 километров автомобильных дорог. Часть из них находится в хорошем состоянии, другие требуют ремонта или реконструкции. И всё это стоит немалых денег.
Так, к примеру, средний ремонт автомобильной дороги по проспекту 312 Стрелковой дивизии стоит 405 миллионов тенге. Участок длиной 5 километров отремонтировал генподрядчик ТОО «АССАНА-ДорСтрой». На протяжении всего участка переложили дорожное полотно.
Средний ремонт автомобильной дороги на улицах Сатпаева и Кайдауыл батыра растянулся аж на 7 километров. На него из бюджета было выделено 420 миллионов тенге. Переустройством дорожного полотна и созданием остановочных павильонов занималось ТОО «КМК СТРОЙ».
А капитальный ремонт автомобильной дороги по улице Айбергенова обошёлся в 107 миллионов тенге при протяжённости улицы в 887 метров. Генподрядчик ТОО «КапРемСтрой» должен был уложить асфальт в два слоя, создать тротуар и наладить освещение.
Два слоя асфальта
Масштабный дорожный ремонт затронул и такие улицы Актобе, на которых отродясь не было твёрдого покрытия. Причём работы ведутся на совесть: асфальт укладывается в два слоя.
– Только после того, как будет положен верхний слой: щебёночно-мастичный асфальтобетон, – мы получим ту картину, которая должна быть, – посвящал в тонкости дорожного строительства глава региона. – Дорога считается завершённой, когда, помимо того, что уложен верхний слой асфальта, по нему сделана разметка, установлены дорожные знаки, нанесены пешеходные переходы и другое. Многие проекты включают в себя тротуары и освещение.
Работа будет продолжена
В 2021 году планируется осуществить реконструкцию, средний и капитальный ремонт ещё на 42 городских улицах. 20 из них являются переходящими с прошлого года, то есть работы на них ещё не завершены.
– Состояние дорог, отремонтированных в прошлом году, – удовлетворительное, – сообщил заместитель акима города Куандык КАСЫМОВ. – Только на 2-3 улицах выявлены нарушения асфальтового покрытия. Одна из них – это улица Гастелло. Здесь верхний слой асфальтового покрытия уложен поздней осенью, когда, по стандартам, укладка асфальта не ведётся.
По словам подрядчика, ТОО «AqtobeQurylysEngineering», компания ранее уже имела опыт укладки верхнего слоя асфальтового покрытия, чтобы сохранить нижний слой. Подрядчик признаёт, что осознанно пошёл на такой шаг. Весной, как только позволят погодные условия, верхний слой, выполняющий защитную функцию, будет снят и уложен в соответствии с госстандартами. Все затраты по устройству временного слоя покрытия несёт подрядчик.
Многочисленные нарекания автомобилистов вызывает качество дорог, отремонтированных в 2017-2018 годах. По словам Куандыка Касымова, по этому поводу составлены дефектные акты и переданы подрядчикам с требованием устранить недостатки. В случае отказа городской акимат возбуждает судебное разбирательство – в судебной инстанции уже рассматриваются 6 подобных исков.