Билеты в никуда
С начала апреля интернет-сервисы по продаже авиа– и железнодорожных билетов работали в авральном режиме. Тем не менее, все усилия доходов не приносили. Персонал работал только на возврат билетов. 98% звонков так или иначе касались именно этого вопроса.
– У нас работает порядка 400 человек, но и в эти дни людей категорически не хватало, – поделился директор по развитию сервиса «Aviata.kz» Алексей ЛИ. – На телефоне сидели практически все. Я сам обрабатывал заявления от клиентов. К счастью, ни один звонок не остался без внимания
Большинство авиакомпаний деньги уже вернули, но желание путешествовать у казахстанцев отпало надолго.
Первыми на ситуацию с пандемией отреагировали онлайн-сервисы бронирования гостиниц. Чтобы не отпугнуть последних отчаянных путешественников, отели решили отменить штрафы за отмену бронирования. Для посредников по продаже билетов этих мер оказалось недостаточно. К счастью, времени для того, чтобы придумать что-то новое, было хоть отбавляй.
Одной из первых идей стала продажа билетов в рассрочку или кредит. При этом обращаться в банк не было необходимости. Кредитование предоставлял сам сервис по продаже.
С паршивого Бората – хоть рекламы клок
Ограничение полётов привело к тому, что отечественные авиакомпании пошли на крайние меры. Цены на перелёты от казахстанских перевозчиков всегда кусались и не в лучшую сторону отличались от расценок российских (а тем более западных) авиалиний, где попасть в Нью-Йорк на Рождество из самого отдалённого штата и вернуться обратно можно за $70 (около 30.000 тенге), а слетать лоукостером из Рима в Вену и обратно получалось евро за 15 (примерно 7.500 тенге). Сейчас билеты от казахстанских перевозчиков заметно подешевели. Например, если очень повезёт, долететь из Актобе в Алматы можно тысяч за 10-15, когда раньше такое путешествие обходилось минимум в 60.000 тенге. Правда, перевозчики сейчас экономят на всём: от багажного места до питания на борту. Кстати, их западные коллеги тоже снизили цены на перелёты. Те билеты в Нью-Йорк, что стоили $70, теперь продают за $10 (примерно 4.300 тенге).
Зато наши перевозчики воспользовались скандалом вокруг фильма «Борат-2». В рекламном ролике о гостеприимстве нашей страны, главный герой всё время повторяет фразу персонажа комедии Саши КОЭНА. Абстрактный турист, приехавщий в Казахстан, от восторга повторяет коронную фразу Бората «very nice!» (нраица!) Посещает ли он восточный рынок, дегустирует ли кумыс, любуется ли закатом над водами Балхаша.
– Занимаясь туризмом, мы не понаслышке знаем, как прекрасен Казахстан, – прокомментировал ситуацию директор сервиса «Aviata.kz» Николай МАЗЕНЦЕВ. – Поэтому решили поддержать идею создания видеоролика. Мы хотим, чтобы в других странах смогли увидеть не только сатиру, где Казахстан представляют в не самом лучшем виде, но и наши красоты. Хотим, чтобы все, кто увидят ролик, который мы спонсировали, приехали к нам! Влюбились в красоту Казахстана. Я сам гражданин России, уже 9 лет живу здесь и называю Казахстан „своим“! Я горжусь природой Казахстана!
Хоть куда, лишь бы в небо
Интересной фишкой для путешественников стал новый сервис, который прежде могли предоставить только туристические агентства, да и то не всегда. Если клиент не привязан к определённому месту отдыха, то в графе поиска он может выбрать несколько стран на определённый промежуток времени или просто написать: «Европа». Умная система будет предлагать ему самые дешёвые варианты. Либо можно поставить временной отрезок, когда удобно вылетать и возвращаться обратно. Такой вариант устроит тех, кому неважно, в какую страну отравляться, лишь бы было недорого. Кто знает, может быть, путешественник всю жизнь мечтал побывать в каком-нибудь Анадыре, а тут судьба предоставила ему такой шанс.
Снизить расходы на путешествие поможет ещё одна опция, которой прежде не было. Чаще всего, поиск предлагает вылет и возвращение самолётами одной авиакомпании. Теперь искусственный интеллект станет искать варианты с другими перевозчиками. Это позволит сэкономить время и деньги. Например, куда-нибудь на курорт человек может отправиться с полупустым рюкзаком. В таком случае билет с багажным местом ему не нужен, следовательно, и переплачивать за него нет смысла, – значит, можно воспользоваться услугами лоукостера. Назад же отдохнувший турист планирует вернуться с чемоданом гостинцев для родных и коллег. Тут уж понадобится более дорогой билет, с багажным местом, а то и двумя.
Пристегните ремни, протяните ноги
Сервисы по продаже билетов позаботились даже о людях с высоким ростом. Для таких полёт на другой континент превращался в пытку. Колени упирались в переднее сидение и всё время затекали. Прежде, чтобы удобно устроиться во время долгого перелёта, приходилось тратиться на бизнес-класс, где сидения шире и для ног больше места. Для большинства клиентов такие траты недоступны, ведь билеты в бизнес-класс стоят раза в три дороже обычных. Теперь же, чтобы не думать о затёкших коленках, достаточно доплатить всего несколько тысяч тенге, и сервис подберёт передние места, где достаточно пространства, чтобы вытянуть многострадальные конечности.
О любителях путешествовать поездом сервис тоже позаботился. Теперь уже не надо учить географию, судорожно высчитывать время пересадок или звонить приятелям, чтобы узнать, как добраться в город, с которым нет прямого железнодорожного сообщения. Алгоритм сам рассчитает, как добраться до нужного населённого пункта, да ещё и предложит самые недорогие или удобные варианты.
Но главную проблему последнего времени пока ни один компьютер решить не может. Границы по-прежнему закрыты, а для путешествий по Казахстану выбор невелик, так что опробовать новшества большинство казахстанцев смогут только после пандемии.
В бананово-лимонном Сингапуре
А вот зарубежные авиаперевозчики оказались более креативными, и открытия границ они не ждут. В Сингапуре авиакомпания «Singapore Airlines» превратила свои «Боинги» в элитные рестораны. Полакомиться в таких заведениях можно только теми блюдами, что обычно подают на борту, а вместо официанток еду разносят улыбчивые стюардессы. Чтобы попасть на борт, нужно регистрироваться за 2 часа, сдавать чемоданы в багаж, который сотрудники безопасности «шмонают» особенно придирчиво. Стоит простенький обед там совсем недёшево. Обычная курица-или-рыба обойдётся в $53 (около 23.000 тенге), фирменные блюда стоят уже 96 баксов (42.000 тенге), а ужин ол-инклюзив в бизнес-классе обойдётся гурманам почти как путёвка в Турцию, то есть в $642 (280.000 тенге). Любопытно, что места в такой ресторан раскупаются за полчаса.
Крупнейший авиаперевозчик Тайваня, «China Airlines», пошёл ещё дальше. Он активно продаёт билеты по $1.500 (653.000 тенге.) на самолёт, который… не покидает пределы города. В салоне можно посидеть около часа. За это время лайнер просто делает круг над городом. Эта акция сделана специально для заядлых путешественников, которые хотят испытать волнение перед полётом.