ГАРНА ШТУКА - ЛИСАПЕД! ПОПА ЕДЕТ - НОГИ НЕТ
На велосипеде я катался в далёком–предалёком детстве. Говорят, что, выучившись один раз, не забудешь эти навыки всю жизнь. И правда: всего пара кругов – и я чувствовал себя, как опытный велогонщик. Вот только автомобилисты этого не знали. За пятнадцатиминутное путешествие на выпрошенном у соседа двухколёсном друге мой словарь ненормативной лексики пополнился как минимум втрое. Сосед, припомнив свои прогулки и понаблюдав мои выкрутасы, добавил ещё пару десятков ёмких выражений.
Ну, это дело привычки. Также можно привыкнуть и к отсутствию специальных парковочных площадок.
В Европе сейчас идёт тенденция приучения сознательных граждан к велосипеду. Для решения проблем с экологией, парковками и оздоровлением населения. За символическую сумму, равную примерно банке пива, можно взять это чудо техники на весь день. Залога не требуют. Единая сеть точек проката разбросана по всему городу, включая самые дальние районы. То есть, можно взять напрокат двухколёсного друга в одном конце города, а сдать в другом.
Нам до Европы пока далеко. Но велосипед арендовать уже можно. И стоит это удовольствие 500 тенге в час. Залогом служит удостоверение личности (что, кстати, само по себе уже не совсем законно). Если же ты не научился кататься в детстве, то в некоторых точках проката бесплатный бонус в виде семенящего следом и раздающего эмоциональные команды инструктора.
Приобрести же велосипед можно за 15.000–17.000 тенге. Но качество таких средств передвижения оставляет желать лучшего. Металл слишком хрупкий и легко поддаётся коррозии. С таким великом жадный велосипедист совсем скоро превратится в грустного пешехода. Хотя раз в неделю привезти мешок картошки с базара или отвезти хозяина на рыбалку такая машина сможет. Добротные же агрегаты стоят от 50.000 тенге и выше.
Комментарий. Для велотранспорта тоже существуют определённые правила. Например, проезд по тротуару возможен, если только там нет пешеходов. Управлять велосипедом в нетрезвом виде не запрещено, хотя в случае ДТП пьяному велосипедисту грозит не только административная, но и уголовная ответственность.
НЕТ ХАЙВЕЯ ДЛЯ СИГВЕЯ
Новомодная штучка сигвей представляет собой своеобразный самокат с моторчиком. Простой в управлении, с невысокой скоростью. Пользоваться им можно даже ребёнку. Правда, рассчитывать на него, как на полноценное транспортное средство, не стоит. Для долгой прогулки по дендропарку в краю магнолий он подходит идеально. Жители мегаполисов даже осмеливаются проехать на электросамокате до ближайшей станции метро. А потом, взяв чудо моторостроения подмышку, проехать до нужной остановки. Но слишком уж сигвей своенравен и непредсказуем в управлении. По дороге с ГМЗ на работу можно так сигвануться об какую–нибудь машину или кочку, что отсигвеивать от асфальта пассажира придётся всей бригаде скорой помощи.
Катание на сигвее в Актобе обойдётся от 300 тенге за пять минут для взрослых и 250 тенге для детей. Потенциальный клиент должен быть трезвым, дисциплинированным и весить не больше 130 кг.
А стать сигвеевладельцем накладно. Стоит самокат с моторчиком 10–15.000 у.е., в зависимости от модели. То есть, как нормальный автомобиль.
Комментарий. Сотрудники охраны парков, летних кафе, скверов и прочих открытых площадок имеют полное право запретить въезд на территорию любого вида транспорта без объяснения причин.
НАШИ КВАДРОЦИКЛЫ - САМЫЕ КВАДРОЦИКЛЬНЫЕ В МИРЕ
Мопед чаще ассоциируется с прыщавым подростком, для которого «лисапед» уже стрёмно, а на тачку папа денег ещё не даёт. Или сельским жителем, вывозящим навоз на любимых «Карпатах». Скутер же – вещь не только стильная, но и удобная. Стоит недорого (китайская модель обойдется тысяч в 75). Прав не нужно, бензина жрёт мало, да и выглядит как самый настоящий спортивный мотоцикл. Уж дизайнеры постарались. А хороший квадроцикл – настоящий вездеход. По проходимости он даст фору иному джипу. Прямо–таки мечта для экстремального путешественника. И дорожные полицейские к нему относительно лояльны. Лишь бы водитель был совершеннолетним и со шлемом на отчаянной голове.
Да и зачем дороги для квадроцикла? По холмам, по полям, по широкой степи… Благо казахстанские просторы позволяют душе развернуться.
Есть одно но. Водительские права на скутер и квадроцикл действительно не нужны. Только при условии, что максимальная скорость транспортного средства не превышает 50 км/ч. На таком маломощном агрегате, да ещё с грузом (вес, который может выдержать скутер, максимум 150 кг), не то что по степям, до ближайшей булочной с трудом доедешь. Получается, пригодны такие маломощные «харлеи» разве что для городских прогулок, или поездок по принципу «полчаса позора – и ты на работе».
Детям младше 16 лет за руль скутера или квадроцикла садиться нельзя ни при каких условиях. Даже на малооживлённых улицах, даже за городом, даже в шлеме, под присмотром взрослых и трезвыми, как стёклышко.
Поговаривают, что скоро водительские права нужны будут на любой скутер. Независимо от объёма двигателя. Так что многие потенциальные скутеровладельцы пока не спешат расставаться со своими кровными ради слабенького моторчика. Если уж тратить время на получение водительских прав, то лучше пересесть сразу на мотоцикл.
Комментарий. К сожалению никаких документов, кроме удостоверения личности, при аренде скутера не требуют. В том числе не требуют медицинских справок. То есть сесть за руль скутера может даже человек, состоящий на учёте в психо– или наркодиспансере.
Я НЕ ИЗВОЗЧИК, Я - ВОДИТЕЛЬ КОБЫЛЫ
У всех вышеперечисленных моделей транспорта есть один главный недостаток. Передвижение на них возможно только в тёплое время года. Да и дорожная инспекция, хоть и относится лояльно к таким, казалось бы, несерьёзным видам транспорта, но риск нарваться на штраф всё–таки есть. Хотя если внимательно прочитать правила дорожного движения РК, то можно найти действительно чудо–транспорт.
Ездить на нём можно с 14 лет, права не нужны в принципе, в трубочку дышать никто не заставит и шлем тут без надобности. Это чудо – гужевые повозки. Сани, телеги, брички, тачанки и прочие кареты. К сожалению, такое средство передвижения непопулярно в Актобе. Хотя в дорожной пробке стильно бы смотрелись бастыки на верблюдах, слуги народа – на оленях, средний класс – на подержанных вороных конях, и люмпен–пролетариат – на осликах и ездовых собаках. А вообще пешком ходить спокойнее. Если только улицу переходить в специально отведённых местах и на зелёный свет. Даже если выхлоп вредных газов будет в разы выше нормы, то дорожный инспектор только брезгливо поморщится.