Бесконечное противостояние
Попытка ввести на рынок третьего перевозчика потерпела крах в самом начале, никто так и не понял, существовал ли он вообще хотя бы день. Зато в городе появился ЦУПП – центр управления пассажирскими перевозками. Он регулирует вопросы общественного транспорта, предупреждает о изменении дорожных знаков и работе светофоров.
А ещё ЦУПП бесконечно спорит с «Автопарком». Если раньше все претензии высказывались в официальной обстановке на пресс–конференциях, отчётах и заседаниях, то сегодня упрёки перешли на новый уровень: теперь каждый пользователь социальных сетей получил возможность наслаждаться вежливой, местами до ехидства, перепиской и перетягиванием каната.
И требований они не соблюдают!
Центр управления пассажирскими перевозками рассуждает о том, что такое качество и в каких условиях можно его добиться, собирает комментарии и отзывы у жителей города. Рядом со словами о «текущих проблемах Автопарка», категоричное заявление:
– С монополистами, которые не соблюдают требования, прописанные в договорах, и не трудятся ради благополучия граждан, разговор будет суровый и короткий!..
О соблюдении «Автопарком» требований и договоров, действительно, немало говорили на уровне городского акимата. Часть маршрутов даже передали «ПАТП» несколько месяцев назад. Однако на этом претензии не закончились.
Обещанное электронное билетирование и оплата через СМС действуют в пилотном режиме только на маршрутах «ПАТП» (и то не везде и не всегда), а GPS–трекеры, которые якобы должны синхронизироваться с мобильным приложением и умными остановками, и вовсе почти не работают.
– ТОО «ЦУПП» неоднократно сталкивалось с вандализмом (порча трекеров, изъятие сим–карт) со стороны водителей. До сих пор происходит отключение трекеров. С сентября 2018 года ТОО «Автопарк» отказался от наших услуг, ссылаясь на некачественное обслуживание, хотя на некоторых транспортных средствах трекеры до сих пор есть. Но они отключены. Договор с нашей стороны был направлен в начале года. Но сторона ТОО «Автопарк» подписала его в тот момент, когда поднялся вопрос о повышении тарифа. После того, как тариф поднялся, руководством ТОО «Автопарк» было направлено письмо в наш адрес о расторжении договора, – заверили в ЦУПП.
Снова всюду виноватые
ТОО «Автопарк» не осталось в стороне от претензий и открыто заявило, что все проблемы – это попытка переложить вину с «ЦУПП» и «ПАТП» на их плечи. Внедрение GPS они также признали провальным, но вовсе не по своей вине, а из–за плохой организации и откровенной настойчивости. Они утверждают, что у них и раньше стояли свои трекеры от других партнёров – и это не подходило под условия договора.
– Но в силу зависимости и поставленных условий по увеличению тарифа, мы были вынуждены расторгнуть договоры со своими партнёрами и поставить китайские, не работающие трекеры без каких–либо сопровождающих документов, которых нам до сих пор так и не предоставили, – прокомментировали в ТОО «Автопарк». – Где гарантия, что эти устройства не станут причиной порчи электрооборудования автобуса или других проблем? Поэтому мы были вынуждены расторгнуть договор ещё в сентябре 2018 года.
Этот факт, по словам представителей «Автопарка», все проигнорировали, арендная стоимость так и начисляется. Да и оставшиеся трекеры, чего греха таить, не без изъяна:
– Ну, и про качество работы – это отдельная история. Вам показать подборку из социальных сетей, где жители через день жалуются на отсутствие сигналов автобусов ТОО «ПАТП»? Или мы тоже туда проникли и вытащили сим–карты?..
Так или иначе, поводов возразить у ТОО «Автопарк» находится много. Например, уже около 10 лет они не являются монополистами, в комитете по регулированию естественных монополий могут предоставить соответствующую бумагу по запросу. Поэтому формулировки вроде «ужесточение требований к монополистам» вызывают массу вопросов, в том числе и о здоровой конкуренции.
Не всё так хорошо и просто
За всем шумом и спорами постоянно забывают и третью сторону противостояния – ТОО «ПАТП». А у них, в свою очередь, проблем и нареканий тоже хватает, несмотря на все плюсы.
Только на прошлой неделе общественники и представители совета города возмутились, что компания сняла со всех транспортных средств подъёмники, предназначенные для инвалидов. Теперь пассажиры с ограниченными возможностями вынуждены просить помощи у других пассажиров или у кондуктора, чтобы подняться в салон. Подъёмники обещали заменить на механические аналоги, но и тех пока в салонах не появилось.
Ещё несколькими днями раньше «ПАТП» пришлось уволить кондуктора, которая грубо обошлась с пассажиркой и выставила ту из салона. Случилось это после публикации резонансного видео в социальных сетях. Очевидно, что и в «ПАТП» не всё так гладко и ровно, как кажется на первый взгляд.
GPS–трекеры и объявления об оплате через смс–сообщения действительно можно увидеть в салоне. Правда, порой сами кондукторы не знают, как именно работает система оплаты, а некоторое время назад объявления об оплате и вовсе были сорваны.
– Совместно с отделом контроля мы проводили рейды, видеоотчёты представлены у нас на странице, – прокомментировали в ТОО «ПАТП». – Были зафиксированы факты срыва СМС–кодов. Отделом контроля исправлено положение, и теперь проезд вы также можете оплачивать через СМС.
Цугцванг
Таким образом, споры вокруг актюбинского общественного транспорта не утихают ни на минуту. Примеров взаимных претензий от лица каждой из трёх сторон можно приводить бесконечное множество. Определить, кто прав, а кто виноват, в таком беспорядке становится просто невозможным.
Чего, наверное, не учитывают спорщики, так это того, что каждый публичный спор или скандал публику подогревают, но вовсе не настраивают на добрый лад. Разговоры со временем всем надоедают, причём до такой степени, что в какой–то момент любое действие, хорошее оно или плохое, начинает изначально восприниматься в штыки. Доверять то и дело скандалящим между собой перевозчикам решится далеко не каждый.