Барьерам - бой!
Необычный эксперимент решил провести глава местной администрации в минувшую среду. Вместо обычного объезда объектов и проверок со стороны, Асхат Шахаров сел на инвалидную коляску. Это позволило градоначальнику на себе ощутить все сложности и препятствия на пути актюбинских колясочников, узнать, насколько доступны те или иные социальные объекты и услуги для лиц с особыми физическими потребностями.
Идея провести такой необычный эксперимент принадлежит директору ТОО «Пандус Ок» Шахану ЖОЛДАСБАЕВУ, который и сам передвигается на коляске, а, значит, не понаслышке знает, что это такое – ждать помощи у пандуса или преодолевать ямы на асфальте.
– На одном из собраний общественного совета города поднимался вопрос дорог в Актобе. Как вы знаете, это у нас большая проблема. Тогда я предложил: уделять больше внимания и сопутствующим объектам – тротуарам, съездам, бордюрам. Как известно, мы сталкиваемся с этими препятствиями буквально каждый день. Аким города проявил желание один час пробыть в инвалидной коляске и столкнуться с теми трудностями, которые мы испытываем ежедневно, проехаться с нами той дорогой, которой мы пользуемся каждый день, – объяснил Шахан Жолдасбаев.
Трудности управления
Как отметил аким города, нельзя решать проблемы, если сам их не прочувствовал, не узнал все нюансы. Много лет за проблемами инвалидов наблюдали лишь со стороны, пришло время это кардинально изменить.
Маршрут для прогулки на колясках был выбран не самый длинный, однако и он оказался достаточно трудным. Одна только поездка в гипермаркет «Дина» обернулась полосой препятствий – отсутствие тротуара и поломанные бордюры всех заставили попотеть.
– Управлять коляской по бездорожью очень тяжело, – признал Асхат Шахаров. – Я сам чуть не опрокинулся, к тому же, ощущается значительная нагрузка на позвоночник. С нами едут спорт-смены, но и для них это заметное препятствие. Человек, прежде чем добраться до пункта назначения, получает большой стресс на наших дорогах.
Физические нагрузки
Преодолевать искусственные барьеры на инвалидных колясках тяжело, порой очень трудно удержать равновесие, даже если человек уже ловко обращается с управлением и хорошо подготовлен физически.
– Я абсолютно здоровый человек, но всё равно ощущаю физическую нагрузку при движении, – признал Асхат Шахаров. – Это дополнительные стрессовые ситуации. У человека и так стресс, а если и мы ещё начнём обижать его – совсем нехорошо. Речь ведь не идёт о каких-то миллионах и миллиардах, мы говорим о мелочах: сбитые бордюры, неправильные съезды в домах – всё это создаёт неудобства. После такой поездки действительно появляется обида на людей, которые создают инфраструктуру, и на тех, кто их контролирует.
Транспортный вопрос
Ещё одно значительное препятствие при передвижении по городу – это транспорт. Специальными подъёмниками для инвалидов оборудованы далеко не все актюбинские автобусы, да и развернуться на коляске в переполненном салоне весьма проблематично.
В таких ситуациях на помощь должны приходить сотрудники службы инватакси, однако перевозку, как выяснилось, следует заказывать, как минимум, за день. Асхату Шахарову вызвать для себя такси так и не удалось – все имеющиеся машины были заняты.
Как отметили в акимате города, в 2020 году на поддержку инватакси выделено 39 миллионов тенге из бюджета. Сейчас актюбинских инвалидов, которых насчитывается около 13.000 человек, обслуживает всего 12 машин. Асхат Шахаров пообещал, что со временем количество помощи, оказываемой людям с ограниченными возможностями, живущим в Актобе, будет только увеличиваться.
Долгая дорога по городу
После гипермаркета необычная проверка отправилась в сторону теннисного корта. Актюбинские инвалиды не сидят на месте, они по возможности предпочитают заниматься спортом. Большая часть тренировок проходит в микрорайоне «Батыс-2» – во дворце единоборств, в бассейне, на теннисном корте. До некоторых объектов, несмотря на то, что они построены лишь в последние годы, добраться бывает совсем нелегко.
Да и дорога, когда ты передвигаешься не пешком, а с помощью инвалидной коляски, оказывается куда длиннее. 20-минутный маршрут способен растянуться на все 40 минут, а то и дольше. Всё зависит от того, сколько препятствий возникнет на пути, и найдётся ли кто-нибудь неравнодушный и желающий помочь преодолеть вынужденные сложности.
Также в акимате отметили, что все владельцы социальных объектов и объектов предпринимательства должны проверить пандусы. Их уклон должен быть не больше 30 градусов, однако по факту даже там, где сейчас установлены специальные парапеты для инвалидов, угол подъёма оказывается гораздо выше положенного. Из-за этого коляски то и дело скатываются обратно, а то и вовсе норовят опрокинуться, если нет хоть кого-то, кто поможет и придержит.
В ожидании помощи
Электроподъёмник на теннисном корте оказался сломан – вернее, не работала кнопка вызова. Вызвать дежурного из здания мог бы кто-то из прохожих, но бывает, что ждать, пока кто-нибудь пройдёт мимо, приходится порой довольно долго. Особенно это тяжело в непогоду либо летом, в жару.
Аким города отметил, что необходимо устранить все недочёты в ближайшее время. Нельзя, чтобы актюбинцы испытывали неудобства при перемещении по городу и посещении различных объектов.
– Проблемы повторяются всегда при ремонте дорог и строительстве тротуаров, – заметил Шахан Жолдасбаев. – Потребности людей с ограниченными возможностями не учитываются. Посмотрите на пешеходную дорожку к теннисному корту: на ней установили бордюр. На коляске невозможно подняться без посторонней помощи.
Большие перемены
– Люди с ограниченными возможностями совершают подвиг каждый раз, когда выходят из дома, – резюмировал Шахан Жолдасбаев. – Попробуйте на коляске взобраться на бордюр. Только коляска весит 19 килограммов, это очень тяжело.
Объезд всего нескольких объектов на инвалидной коляске показал, сколько ещё предстоит сделать, чтобы Актобе стал удобен для всех без исключения горожан. Создание безбарьерной среды – одна из важнейших задач, которая стоит перед представителями городской администрации.
В ближайшее время Актобе ждут большие перемены. Ведётся ремонт дорог – в этом году планируется заасфальтировать и привести в порядок больше 90 улиц, появятся тротуары, новая пешеходная улица. Власти пообещали заасфальтировать дворы, привести в порядок инфраструктуру нескольких районов города. В результате мы получим не только чистые, опрятные и современные улицы, но и доступную среду для инвалидов. Жить и передвигаться по Актобе им станет намного проще.
– Мы должны обратить внимание общества на нужды людей с ограниченными возможностями, – считает Асхат Шахаров. – Сейчас идёт ремонт дорог, подрядчики обязаны учитывать все погрешности. Мы создадим карту мест, которые труднодоступны для людей с инвалидностью, и, придерживаясь её, будем устранять все ошибки.