Автобусы. Наша боль
Молодёжь с плакатами на фоне переполненных автобусов. В нескольких ироничных фразах – весь бардак, который творится с общественным транспортом: «Автобусов нет, но вы держитесь», «Человек, оказывается, замерзает за 40 минут ожидания», «Мы не можем каждый день ездить на такси», «Надоело отчитываться за опоздание». Команда «Qala lab» – это молодые люди с активной жизненной позицией. Ребята придумали челлендж, чтобы высказаться о наболевшей теме. И произвели фурор! За один вечер фотографии актюбинцев с плакатами разлетелись по всей соцсети.
– Мы не ожидали такой реакции, – признаётся автор фотопроекта Динара КИЖТАЕВА. – О нас говорят по всей стране. Участники движения «Qala lab» изучают проблемы Актобе и предлагают способы их решения. Мы считаем, что общественный транспорт – важная часть городской жизни. Передвижение должно быть максимально комфортным для жителей. У нас в автобусах вечная толкучка. В салонах невозможно соблюдать социальную дистанцию. Дорогой проезд вообще не соответствует уровню работы общественного транспорта. Недовольны интервалом движения, когда автобус нужно ждать минимум 20 минут. Неудобная система оплаты – многие люди не носят с собой наличные. По идее, денежные средства должны идти на улучшение условий общественного транспорта «Автопарка». Все проблемы с автобусами связывают с карантином. По личному опыту говорю, что такая ситуация была и до вируса. Как в таких автобусах ездить инвалидам и женщинам с маленькими детьми? Не каждый житель может себе позволить такси. Как добираться в город людям из Акжара, «Нур-Сити», Заречного, Опытной? Зимой на остановках начнётся борьба за выживание.
Где ещё 90 автобусов?
После всей шумихи в социальных сетях на следующий день в Актобе провели онлайн-брифинг по проблемам общественного транспорта. На 540.000 жителей приходится всего 377 автобусов. Ежедневно не хватает 90. ТОО «Автопарк» выпускает на линию 210 автобусов. Хотя по договору должны выходить 253. У ТОО «ПАТП» всего 80-90 автобусов.
Почему в 7 вечера уже невозможно уехать, спрашивали горожане.
– Основной пассажиропоток – студенты и школьники, из-за пандемии они учатся в режиме онлайн, – отвечал на вопросы заместитель руководителя городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Руслан ТОРЕГАЛИ, – поэтому сократили и количество автобусов. Естественно, что все маршруты не заканчивают свои рейсы в одно время. Сельские рейсы прекращают движение в 17.00 и 18.00. Центральные маршруты ходят до 10-11 вечера.
Хочется добавить, что никто не видел этих маршрутов в столь позднее время. График и интервал движения также нарушены из-за ремонта дорог.
– Автобусы ездят по объездной схеме, – говорили на брифинге. – Перекрывали проспект Санкибай батыра, улицы Арынова, Некрасова. Сейчас уже большинство дорог открыты, будем восстанавливать интервал движения. И восстановим таблички на остановках с расписанием графика автобусов.
Увеличим и… сократим
Актюбинцы часто жалуются, что долго ждут маршруты №28 и №18. Теперь их решили вообще закрыть. Всё равно плохо ездят.
– От перевозчиков поступило предложение об оптимизации данных маршрутов, – сообщил Руслан Торегали. – Вопрос на рассмотрении. Если найдём альтернативные маршруты, то закроем. Мы идём к оптимизации всех дублирующих маршрутов.
Интересно, что в тот же день аким Актюбинской области на брифинге в Астане, напротив, рассуждал… о нехватке автобусных маршрутов.
– Город растёт, – сказал Ондасын УРАЗАЛИН. – Автобусных маршрутов 51, их недостаточно, поэтому проводим конкурс ещё на 9 маршрутов. Добавим там, где большой пассажиропоток.
Обещать – не решать
Перевозчики из «Автопарка» говорят об электронном билетировании уже 2 года. Странное явление, что пассажиры скидывают за проезд кондуктору на «Каспи Голд».
– До конца года перевозчики внедрят электронное билетирование, – сообщил на столичном брифинге аким Актюбинской области. – Они на это согласились, закупают валидаторы.
Есть планы внедрить льготы: скидки будут предоставлены 7 категориям граждан, среди них инвалиды и другие.
– Мы не считаем прошедший брифинг и ответ акима решением проблемы, – говорят участники движения «Qala lab». – Уже несколько лет слышим, что автобусы ремонтируют, закупают… Если честно, не верим этим словам! Мы поэтому и подошли с творческой стороны, чтобы на ситуацию с общественным транспортом наконец-то обратили внимание.