По предметам, которые клали в могильную яму вместе с усопшим, можно определить его социальный статус.
Наталья ПАНЧЕНКО
Копают студенты исторического факультета актюбинского регионального государственного университета, а возглавляет экспедицию учёный секретарь областного историко–краеведческого музея, кандидат исторических наук Арман БИСЕМБАЕВ.
– Город растёт неимоверными темпами. В результате активной застройки мы уже потеряли несколько памятников древности – большое число могильных комплексов находилось на территории того же посёлка Акжар, – с тревогой в голосе делится Арман Бисембаев, чем и объясняет нынешние раскопки не в отдалённом месте региона, а в непосредственной близи от областного центра.
ЖИВАЯ И МЁРТВАЯ ВОДА.
Археологи рассчитывали обнаружить захоронения исключительно раннего железного века, но ошиблись – погребения, расположенные напротив небольшого посёлка Щилисай, по другую сторону дороги Актобе–Орск, оказались смешанными.
– Этот скелет принадлежит человеку, жившему в наших краях в эпоху бронзы – 13–14 века до нашей эры – и относится к андроновской культуре, – говорит Арман Бисембаев и указывает на одну из могильных ям, расчищенную под насыпью. – Он лежит на боку в позе эмбриона. Мало того, руки и ноги максимально приближены к туловищу. Что может говорить как о том, что тело сразу после смерти крепко связали, либо сначала связали, а потом – убили. Знаешь, в древности с людьми особо не церемонились. Хотя смерть воспринималась представителями андроновской культуры как естественное возвращение в лоно Земли–матери, как длительный сон. Такие мифологемы встречаются и в русских народных сказках. Помнишь? Отрубили Ивану–царевичу голову. Волк принёс живой и мёртвой воды. Полил мёртвой – голова приросла. Полил живой – царевич ожил: «Как долго я спал!». К сожалению, в данном случае мы можем только домысливать.
ГОРШОК ПУСТОЙ ГОРАЗДО НИЖЕ ЦЕНИТСЯ.
Погребение здесь ярусное. Что означает – спустя века или даже тысячелетия в курганной насыпи вновь делалась яма, в которую помещали другого покойника – поверх древнего захоронения. Возле «свежего» скелета были обнаружены бусины из ожерелья и небольшой горшок, относящийся к середине I тысячелетия до нашей эры, а это уже ранний железный век. На нём явственно просматривается в верхней части орнамент в виде вертикальных наклонных насечек.
– Орнамент на посуде означает то же самое, что и петушки, вышитые на воротниках сорочек русичей, и носит этнографический характер. Интересны примеси, замешиваемые в керамическое тесто, орнамент и форма сосудов, – поясняет Арман Бисембаев. – Горшок полон земли, но мы её вынимаем – с внутренних стенок можно будет сделать смывы и анализ даст результат: молочная пища, растительная ли, мясной бульон или что–то ещё там находилось в качестве ритуальной погребальной пищи.
Необходимо отметить, что посуда делилась на утилитарную и культовую. Как правило, культовая была низкого качества и поэтому плохо сохранилась. Даже древние понимали, что погребальная посуда – одноразовая, и больших затрат на её изготовление не требуется. К тому же, не каждый представитель общности был искусным гончаром, и посуду для покойника приходилось заказывать у мастера, расплачиваясь с ним зерном или скотом.
НА ПЕРЕКРЁСТКЕ МИГРАЦИЙ.
Такой же сосуд, но большего размера и худшей сохранности, археологи нашли в соседнем кургане. Похоже, он был выбракован ещё при жизни – его лопнувшие стенки соединяла стяжка. По всему выходило, что родственники усопшего были людьми несостоятельными, и сам он более–менее заметного социального статуса не имел. Это уже второй курган, где были найдены четыре захоронения, в том числе – и грудного ребёнка. Захоронение, где был найден горшок, тоже оказалось ярусным. «Хозяин» могилы, относящейся ко II тысячелетию до нашей эры, был похоронен снизу, а поверх лежал скелет человека 18 века рождения.
Статус первого человека был выше, по сравнению со статусом людей из других могил. Рядом с ним были найдены горшок и бронзовый кривой нож.
– У нас обычно встречаются прямые, листовидные, – просвещает Арман Бисембаев. – Они схожи с теми, что находят в Южной Сибири. Какие–то группы племён в то время совершали значительные переходы. Что их толкало покидать исходные территории, нам пока не ясно. Видимо, это происходило под воздействием комплекса причин: военных и природных. Любопытно, что, если взять пояс степей Евразии, то западный Казахстан находится как раз посредине. И, возможно, скрывает ещё немало тайн в истории переселения народов.