Актюбинский киберпанк
Багдат Мусин – самый молодой из казахстанских министров. Сейчас ему 38 лет, и цифровые технологии для него очень близки. Первым объектом посещения министра стал спецЦОН, что находится в микрорайоне «Батыс-2». Уже через несколько секунд на личной странице Багдата Мусина в «Инстаграме» появилось сторис из Центра обслуживания.
Совсем скоро визиты в центры обслуживания населения станут редкостью, потому что необходимые документы можно будет получить онлайн. Уже сейчас, не выходя из дома, можно получить 23 вида услуг, и этот перечень планируется расширить.
За первый квартал этого года количество посетителей ЦОНа сократилось на 58%. Всё больше граждан понимают, что получать справки удалённо – намного удобнее, чем стоять в очередях. Это позволило существенно сократить время посещения Центра обслуживания для тех, кто ещё на «Вы» с цифровыми технологиями. Прежде посетитель тратил на ожидание в очереди от 30 минут до часа. Сейчас в ЦОНе клиент проводит не больше 15 минут, не считая ожидания.
Ещё одно новшество ждёт тех, кому не нравится своё фото в паспорте. В отделениях скоро появятся терминалы самообслуживания, где можно будет самому сделать несколько фотографий и выбрать особо понравившееся, и тут же отправить его на обработку данных. При использовании терминала самообслуживания оформить паспорт или удостоверение личности можно всего за 5 минут.
Работа над ошибками
Цифровые технологии заметно шагнули вперёд, но некоторые проблемы остались актуальными. Когда документооборот стал переходить в цифровой формат, делопроизводители ещё не дружили с компьютерами, и в базы закралось много ошибок. Например, пользователи, посетившие портал е-гов, вдруг узнавали, что у них трое детей (а не четверо), или фамилия-имя были записаны неправильно. Особенно часто путаница возникала с регистрацией недвижимости или местом проживания. Нередко актюбинцы узнавали, что прикреплены к карагандинской поликлинике, или что вообще живут в другом городе. Чтобы исправить ошибку, нужно было пообивать пороги, как минимум, пяти инстанций.
– Я с этой проблемой знаком не понаслышке, – поделился Багдат Мусин. – У моего приятеля заболел сын, и понадобилось лечение за границей, причём выезжать надо было срочно. Но когда приятель пошёл оформлять сыну загранпаспорт, то его ждал неприятный сюрприз. В свидетельство о рождении закралась ошибка, по этому документу стали оформлять другие, и так, по цепочке, почти все они стали недействительными и нуждались в замене. Но это ещё часть проблемы. Никто точно не знал, с чего именно нужно начать. Одно ведомство отправляло человека в другое, а те «футболили» обратно. А время, необходимое для лечения, шло.
Такие сложности возникли из-за того, что у персонала не было никакого алгоритма и никаких инструкций, как надо действовать в подобной ситуации. Прервать замкнутый круг можно было лишь, если хоть в одном ведомстве работал кто-то из хороших знакомых. Или же сунув кому-то взятку.
Сейчас проблему можно решить, не выходя из дома, за считанные минуты. Достаточно сообщить об ошибке на портале электронного правительства, и правки пройдут по всем базам максимум за три дня.
Кликайте, а не стучите
Пожаловаться на произвол и бездействие чиновников с помощью цифровых технологий тоже стало намного проще. Подобная услуга существовала и прежде на е-гов и порталах государственных ведомств, но нередко жалоба терялась или оставалась без ответа. В лучшем случае, заявитель получал дежурную отписку с рекомендацией обратиться в другое ведомство.
Сейчас появилось приложение «e-otinish» (обращение). Его можно скачать бесплатно, а для использования достаточно лишь наличия цифровой подписи. После отправки жалобы или другого обращения, беспристрастный алгоритм сам отправляет челобитную нужному чиновнику, а тот, в свою очередь, должен в установленный срок дать на неё развёрнутый ответ. Если по каким-то причинам ответ жалобщика не устроит, он может тут же, в пару кликов, отправить ещё одно обращение, с требованием дополнить или уточнить информацию. Если же и в этот раз придёт дежурная отписка, то в «e-otinish» можно подать на нерадивого чиновника в суд. Программа моментально передаст туда всю переписку.
Приложение стартовало относительно недавно, но им уже воспользовалось 510.000 человек. Они написали более миллиона обращений.
– Главная задача «e-otinish» – это чтобы человека не «футболили», как это делалось раньше, – прокомментировал ситуацию Багдат Мусин. – До этого люди просто уставали от бюрократической волокиты и бросали начатое. До судебных инстанций вообще доходили немногие, а выигрывали процесс единицы. Чаще всего из-за того, что не могли собрать доказательства бездействия. Сейчас это исключено. Всё фиксируется и контролируется. Есть такое юридическое понятие, как «презумпция виновности», то есть не истец должен доказывать свою правоту, а чиновник – убеждать суд, что делал всё возможное для решения проблемы. Если чиновнику не удастся этого доказать, то штраф придётся платить из своего кармана.
Улыбнитесь, вас снимают из космоса
Ведомство, которое возглавляет Багдат Мусин, занимается не только развитием IT–сферы, но и внедрением аэрокосмических технологий. Полёты на Марс актюбинцам светят ещё не скоро, но космос уже активно входит в жизнь даже отдалённых аулов.
Над территорией Актюбинской области, как и над другими регионами Казахстана, активно ведётся космический мониторинг. Другими словами, каждый клочок земли фотографируется со спутника. Например, при степном или лесном пожаре техника позволяет обнаружить очаг возгорания ещё до того, как первый дымок заметят жители ближайших сёл, а, следовательно, отреагировать на это можно будет оперативнее, и победить только разгорающийся огонёк пожарным станет гораздо проще.
На этом возможности космической съёмки не заканчиваются. По данным управления сельского хозяйства, с пастбищами в регионе всё нормально. На непосредственную проверку у контрольных органов ушло бы много времени, ведь пастбища находятся далеко от главных магистралей, а к некоторым из них добраться можно лишь на вертолёте.
Космический мониторинг позволяет проделать эту работу за считанные секунды.
– Говоря простым языком, спутник – это огромный фотоаппарат, который летает над Землёй. Он делает фото в высоком разрешении и передаёт их в центр обработки, – пояснил министр.
Мне сверху видно всё, ты так и знай
Результаты космического мониторинга пастбищ были неутешительными. Почти 67% из них были непригодны для использования, а 16% не соответствовали нормам.
Спутник может вывести на чистую воду захватчиков земель, любителей самостроя и тех, кто использует полученную землю не по назначению. В отдалённых районах области нередко земельные вопросы решают за дастарханом с местным акимом. Глава посёлка за некоторое вознаграждение закрывает глаза на то, что фермер незаконно расширил свои угодья, а земледелец спокойно не платит налоги, а то и захватывает заповедные земли.
Благодаря спутнику-шпиону, данная схема становится невозможной.
Тем не менее, сколько ни говори о внедрении IT-технологий в повседневную жизнь, человеческий фактор (и в первую очередь компьютерную малограмотность) со счетов списывать нельзя.
В «Жубанов Элеми» речь министра сопровождала слайд-презентация. Похоже, она жила своей жизнью. Картинки с графиками появлялись, когда им вздумается, а не для более удобного восприятия информации. Так продолжалось около 15 минут, пока у министра не лопнуло терпение.
– Извините, но можно – я сам буду слайды переключать, – обратился Багдат Мусин к человеку, ответственному за презентацию.