Зелёным курсом идём, товарищи?
5 марта 2014 года. №9 | ||
Огромная часть сбережений казахстанцев в банках второго уровня ещё до девальвации была аккумулирована на валютных депозитах. И это несмотря на высокие процентные ставки по тенговым вкладам. После событий 11 февраля ситуация усугубилась: происходит рост валютных и уменьшение тенговых депозитов. | ||
Похоже, люди уже устали слушать сказки чиновников о девальвации, как о факте благоприятствования отечественной экономике. Устали слушать заверения правительства о том, что сегодня, оказывается, лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня.
Между первой девальвацией 1999 года и второй 2009 года прошло 10 лет. Последняя прошла ровно через пять лет после предыдущей. Вроде бы в ближайшее время ещё одного такого шока не предвидится. По крайней мере, это пообещал глава Нацбанка Кайрат КЕЛИМБЕТОВ в эфире телеканала КТК 16 февраля. Правда, надолго ли хватит очередного запаса прочности, Кайрат Нематович не уточнил. Кстати, за неделю до девальвации главный банкир Казахстана на всю страну заявлял, что её, как раз таки, в ближайшее время и не будет. И тут опаньки – нежданчик! Глава Нацбанка сам об этом узнаёт только ночью!
НЕПРИЯТНО, НО ФАКТ
Все эти факты сильно настораживают. Получается, что люди, хранившие свои сбережения в долларах (евро), не пострадали. А вот народ, доверившийся тенговым депозитам, потерял 20% своих средств. Номинально, конечно, количество денег осталось прежним. Да вот купить на них можно уже гораздо меньше.
Если и до девальвации многие казахстанцы хранили свои сбережения в долларах США, то после событий 11 февраля эта тенденция лишь усилилась. Народ в спешном порядке стал закрывать тенговые депозиты, особенно после нашумевшей sms–атаки 18 февраля. Только из «Kaspi bank» отток депозитов составил 40 миллиардов тенге. В «Альянс банке» вкладчики сняли со своих депозитов 55 миллиардов тенге.
– С 11 по 17 февраля девальвация вызвала отток 25 миллиардов тенге, а sms–атака вызвала отток ещё 30 миллиардов (с 18 по 21 февраля), – сказал на пресс–конференции в прошлую среду председатель правления АО «Альянс банк» Тимур ИСАТАЕВ. – Вы понимаете, любой отток депозитов в таком объёме для любого банка (не обязательно в Казахстане, вообще) – это стресс, с которым нужно очень серьёзно бороться и который нужно переживать.
– Это около одной трети от депозитной базы по физическим лицам, – добавил в свою очередь заместитель председателя правления банка Марат ДЖАУКЕНОВ.
БАКСИК, КО МНЕ!
Ажиотаж несколько спал. Депозиты, по утверждению финансовых аналитиков продолжают расти, так как альтернативных инструментов для сохранения своих накоплений в Казахстане попросту нет. Программа «Народное IPO» забуксовала, едва начавшись. Да и для подавляющего большинства наших граждан биржевые игры, акции и другие атрибуты западного финансового мира – пока ещё экзотика.
Где хранить деньги? Правильно, в банке. Либо в трёхлитровой дома в кладовке, либо на депозите в банке второго уровня. Попробовать, если не заработать, то хотя бы сгладить инфляционное поедание кровно заработанных.
Но во втором случае тоже возникает дилемма: в национальной валюте или в «зелёных»? Два раза за пять лет обжечься на обесценивании тенге – весьма болезненно. Несмотря на то, по тенговым депозитам ставка вознаграждения почти в два раза выше, чем по инвалютным, народ в наше время отдаёт предпочтение последним.
– На 1 января 2014 года у нас соотношение было 55% в тенге, 45% – в валюте. На 15 февраля: – 47% в тенге, 53% – в валюте, – сообщила на пресс–конференции 27 февраля председатель правления АО «Народный банк Казахстана» Умут ШАЯХМЕТОВА. – Это говорит о том, что действительно происходит рост депозитов в валюте. К сожалению, действительно происходит тенденция «переворачивания» депозитов в тенге в валютные депозиты, как со стороны юридических лиц, так и со стороны физических. Мы ожидали, что после девальвации ситуация будет обратной, и тенговой ликвидности будет больше на рынке, понизятся ставки, но, к общему огорчению, пока мы этого не видим. К сожалению, тенденция пока ещё продолжается, с точки зрения «переворачивания» депозитов из тенге в доллары».
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Умут Болатхановна также заметила, что в результате проведённой в Казахстане девальвации тенге произойдёт снижение платёжеспособности населения. Ну, здесь к бабке не ходи! Результаты уже налицо. Если в больших очередях можно приобрести 4 кило картофеля в одни руки из стабфонда по 70 тенге за килограмм, то в свободной продаже второй хлеб почти в два раза дороже. Причём за три недели, прошедших после так называемой корректировки курса, цена на картофель выросла на 30–35%.
– Мы ожидаем, что произойдет снижение платежеспособности населения, соответственно, снижение продаж, снижение возможности по обслуживанию текущих займов в банках, – продолжила госпожа Шаяхметова. – То есть это, скорее всего, повлечёт опять–таки реструктуризацию, возможно, рост NPL (кредиты с просроченной задолженностью) в некоторых банках, возможно – ухудшение качества портфелей и так далее.
А вот и ещё одна хохма. По сообщению ИА КазТАГ, некий информированный источник в финансовых кругах сообщил очень интересную информацию.
«Уже весной–летом этого года в Казахстане возможна новая корректировка курса тенге до 195–200 тенге за 1 доллар. Однако это будет сделано не одномоментно, как в случае с девальвацией 11 февраля, а постепенно. Данное решение будет принято руководствами трёх стран Единого экономического пространства. Для этого вначале будет немного опущен курс российского рубля по отношению к доллару, а потом соответствующие изменения произойдут и с двумя другими нацвалютами стран Таможенного союза. Реальный курс – не тот, который был установлен недавно».
Вот такие пироги!
|