ОТКУДА ЦЕНЫ РАСТУТ
1 января 2016 года указом президента РФ было приостановлено действие договора о зоне свободной торговли в отношении Украины. Задело это решение, правда, даже не столько россиян, сколько предпринимателей из соседних государств, в том числе и Казахстана.
Говоря простым языком, перевозка транзитных грузов из Украины в РК значительно усложнялась. Менялись привычные маршруты, требовались новые документы и разрешения. Любые отсеки и помещения, где находится или теоретически может находиться груз, должны быть опломбированы, а водителям авто необходимо обзавестись учётными талонами. Вдобавок ко всему, подобные изменения всегда грозят лишними затратами времени и денег, которые иногда просто на вес золота.
А где повышается цена на перевозку, там повышается и стоимость товаров в магазинах: продуктов, одежды, хозяйственных принадлежностей, оборудования. Вот так указ, обеспечивающий безопасность национальных интересов одной страны, значительно усложнил жизнь и повлиял на интересы остальных.
ЗАПРЕТ В ДЕЙСТВИИ
Срок действия данного указа официально истёк 1 июля. И стало ещё хуже. Теперь товары, которые числятся в санкционных списках, запрещены к ввозу в РФ даже транзитом.
В соответствии с новыми изменениями, запрет касается тех товаров, которые включены в список «санкционной» продукции, а также некоторых других видов грузов. В случае с разрешёнными грузами по–прежнему транзит осуществляется через Беларусь.
Чтобы не возникло никаких проблем, грузоперевозчиков попросили заранее подготовиться и принять меры для снижения сопутствующих финансовых издержек.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МАРШРУТ
Чтобы не попасть впросак, в Союзе международных автомобильных перевозчиков РК уже порекомендовали перевозить грузы не через Россию, как раньше, а по альтернативному маршруту: Одесса (порт Ильичёвск) – Батуми (Грузия) – Баку (Азербайджан) – Актау (Казахстан).
Крюк получается внушительный, да и затраты немаленькие. Перевозка одного грузового автомобиля весом до 44 тонн на пароме Ильичёвск–Батуми обходится в 1.050$. Плюс дополнительная стоимость проезда и питания для водителя. И таких водных переходов на пути два.
Помимо прочего, люди знающие напоминают о законе Грузии «Об оккупированных территориях». Если у водителя в паспорте стоит штамп о посещении Абхазии или Южной Осетии, его могут счесть нарушителем границ, а это, в свою очередь, достаточно серьёзные проблемы с законом и ещё одно препятствие.
В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ
Пока ещё неизвестно, как будет функционировать новое законодательство, закроют ли транзит через Россию или нет, но предупреждения и рекомендации транспортники уже получили. Актюбинские предприниматели что–либо комментировать заранее не спешат, но уже считают возможные убытки.
– В Актобе из Украины возят обычно продукты, оборудование, – прокомментировал менеджер логистической компании Бекзат ЖАНИБЕКОВ. – Это годами наработанные связи, контракты, сотрудничество, которое у многих шло, по сути, по уже заранее известному шаблону. Теперь, как только получили рассылку, засели и начали считать километраж, затраты. Если потребуется, будем и правда возить в обход, хотя это действительно совсем неудобно.
Ксения ВИШЕНИНА,