ОГЛАСИТЕ ВЕСЬ СПИСОК, ПОЖАЛУЙСТА!
В начале апреля прошлого года в аптеках появился список с 200 наименованиями лекарственных средств и изделий медицинского назначения, где указывались предельно допустимые цены на фармпрепараты до 31 декабря 2015 года (они были зафиксированы на уровне цен 1 марта 2015 года). Список явился плодом подписания меморандума о сдерживании цен между министром здравоохранения и социального развития РК Тамарой ДУЙСЕНОВОЙ и руководителями профессиональных фармацевтических ассоциаций Казахстана.
Правда, не всегда и не все лекарства из этого списка были в наличии в той или иной аптеке. Да, забыл сказать: в списке указывалось не только название лекарственного средства, но и производитель. Поэтому зачастую предлагалось аналогичное фармсредство, но другого производителя. Сами понимаете, что и цены были повыше.
В принципе, всё было не так уж и плохо, пока американский доллар стоил 185–188 тенге. Да вот в августе очередная корректировка курса национальной валюты началась. Именно началась, а не произошла. Ибо длится и по сей день. Только за последнюю неделю августа и первую половину сентября лекарства подорожали в среднем на 10–15%. Где–то меньше, где–то больше. В крупных сетях аптек цена стала выше на 5%, что–то даже по старым ценам реализовывалось. А кто–то решил даже вполовину дороже свой товар продать.
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ ДА ЛУЧШЕ?
Не успел рынок устаканиться, как в ноябре нацвалюту опять залихорадило. И пошло– поехало. Собственно, даже из официальных источников стало известно, что лекарства за прошлый год подорожали в среднем на 30%. Причём не только импортные, но и отечественные. Какова эта цифра в реальности, можно только догадываться. Только за первую декаду наступившего года кое–какие фармпрепараты прыгнули на 20–30%.
А всё, лафа кончилась – список–то с 1 января уже недействителен!
– Список лекарственных средств с указанием предельных цен, как это было в прошлом году, обязательно будет. Сколько в него войдёт препаратов, пока сказать не могу. Но туда точно войдут наиболее часто используемые препараты, – говорит руководитель актюбинского областного управления здравоохранения Асет КАЛИЕВ. – Сейчас этот вопрос решается на уровне МЗСР РК. Изучается рынок, ведутся переговоры с производителями. Сначала будет подписан меморандум на уровне министерства. Затем на местах в каждом регионе аналогичные меморандумы будут подписаны областными акиматами, управлениями здравоохранения и фармкомпаниями. Перечень также вывесят во всех аптеках области. Возможно, в этот список войдёт меньше наименований фармпрепаратов. Потому что в этом году вводится казахстанский национальный формуляр лекарственных средств.
САГА ОБ ОФСАЙДАХ
В конце прошлого года закончилась разработка казахстанского национального лекарственного формуляра согласно мировому образцу. Чтобы фармсредство было туда включено, необходимо наличие у него необходимой доказательной базы. Есть определённые требования, чтобы допустить лекарственные препараты на рынок: экспериментальные исследования, клинические испытания и теперь самое главное – они должны быть апробированы на большом количестве людей (пациентов).
Некоторые лекарства (а большинство из них производится именно в СНГ) могут не попасть, да и не попадут, скорее всего, в этот список и останутся вне игры. Мы же вступили в ВТО, теперь должны играть по их правилам.
Не все лекарственные средства, которые разрешены и используются у нас, представлены на западном фармрынке.
Несколько примеров. Есть занимательная информашка на сайте vl–club.com. Знакомы вам такие названия лекарств, как анальгин, цитрамон, валидол, валокордин, корвалол, оксолиновая мазь? В Европе и США их даже не производят. Купить их там невозможно в принципе. О некоторых там даже и не знают – не сертифицированы они там, а эффективность не доказана. Причём в некоторых случаях её даже и не пытались доказать.
Анальгин (анальгетики). Давно уже снят с производства на Западе. Есть там довольно серьёзные побочные эффекты. Здесь как–то без вопросов.
Валокордин и корвалол. Успокоительные препараты при сердцебиениях, бессонницах, Расширяют сосуды и т.д. По химической формуле почти одно и то же. Валокордин был запатентован в Германии до Второй мировой войны. По его подобию создан советский корвалол. Ни один из этих препаратов не включён в перечень сертифицированных Европейским медицинским агентством лечебных средств. А в некоторые страны их даже ввозить нельзя из–за фенобарбитала, входящего в их состав.
Валидол. Любимый препарат всех нервных и угодивших в стрессовую ситуацию. Обладает сосудорасширяющим и лёгким успокаивающим эффектом. Особенность – сублингвальное (под язык) применение и быстрота эффекта (в пределах пяти–семи минут). Но эффективность валидола не доказана, и для европейского фармакологического рынка препарат не сертифицирован.
Я не думаю, конечно, что мы дойдём до маразма и будем полностью копировать западный вариант, отказавшись от традиционных лекарственных средств в нашей стране. Пока эти лекарства никто не отменял. Но ВТО, мировые стандарты… Кто знает.
ЧУДО–ПИЛЮЛИ «МЭЙД ИН ЗАГРАНИЦА»
Вопрос теперь в следующем: как можно доказать эффективность лекарства, которого не существует для мирового фармрынка? Вообще, как можно собрать доказательную базу на лекарственное средство, апробировать его на большом количестве людей (пациентов), если оно не допущено на рынок? Замкнутый круг какой–то получается! Но здесь напрашивается один–единственный и вполне логичный ответ: можно, но только в странах третьего мира. Чем мировые фармацевтические концерны и занимаются. А в ВТО нас ждут не как производителей или равноценных партнёров, а как активных потребителей их чудо–пилюль. Да ещё и по ценам запредельным.
На Западе нет такого лекарства с торговым названием «ацетилсалициловая кислота», которое стоит в наших аптеках в пределах 50 тенге за 10 таблеток (это обыкновенный аспирин). Зато есть куча лекарств, где ацетилсалициловая кислота присутствует, как активное вещество. Остальное всё – добавки мимо кассы. Так, для блезиру. Зато стоят эти чудо–пилюли в красивых упаковках в 5–10, а то и в 20 раз дороже наших аналогов.
Есть у нас в Казахстане несколько крупных фармацевтических заводов, занимающихся производством лекарственных средств, а не перепродажей. Не концерны, конечно, с мировым именем, но что–то. Да цеха помельче. В общем объёме казахстанского рынка лекарств эти предприятия занимают всего пятую часть.
С 1 января 2016 года в странах ЕАЭС все лекарственные средства должны соответствовать стандартам GMP. Переход на этот стандарт предполагает модернизацию производства и вливание огромных средств. Учитывая экономический кризис в нашей стране, надеяться на развитие отечественного фармрынка пока не приходится. Доллар каждый день растёт как на дрожжах. У меня большое опасение, как бы мы не загубили то своё, что пока ещё есть.