Заглохший двигатель торговли
В первую очередь, дело в самих предпринимателях. Владельцы малого бизнеса считают расходы на рекламу излишней роскошью и ненужными тратами, ограничиваясь (в лучшем случае) газетными объявлениями, бегучкой по ТВ, раздачей визиток и листовок, распечатанных на чёрно–белом принтере. Бизнесмены попродвинутей иногда решаются заказать рекламный ролик. Но при этом предпочитают сильно экономить на бюджете. Так и появляются информационные ролики, где львиную долю рекламного времени показывают здание фирмы с перечислением всех предоставляемых услуг. Иногда такой ролик вызывает раздражение у зрителей. Кому приятно рассматривать окровавленный рот пациента и напряжённого врача с работой в рекламе стоматологии? Но при этом, как ни странно, именно такая подача для актюбинцев особенно эффективна.
Лучше проще, да лучше
В крупных городах существуют целые агентства, изучающие психологию местного потребителя, оптимальное время трансляции, лучшее место для расположения баннеров и раздачи листовок. Поэтому стиральный порошок там рекламируют не в выпуске деловых новостей, а в ток–шоу для домохозяек. В Актобе же глянцевые листовки, расписывающие прелести элитного жилья, могут раздавать на Центральном рынке опешившим старушкам, которые пришли за картошкой подешевле. Как ни странно – это работает!
Дело в том, что основная цель рекламы у нас совсем другая. У актюбинца в голове срабатывает простая схема: раз о товаре пишут в газете или показывают по телику – то его надо купить. За долгие годы горожан приучили именно к такой схеме.
Прикольно! А что рекламировали–то?
Неэффективны у нас и популярные на Западе и в Японии игровые ролики. То есть, где товар передаётся через короткую историю, диалоги или навязчивую песенку.
– Лет десять назад игровые ролики в Актобе были востребованы, – говорит руководитель отдела продаж РИКА ТВ Роман ДОВЖЕНКО. – Сейчас такое уже никому не нужно. Ни зрителям, ни заказчикам. Во–первых, никто не хочет смотреть в сотый раз одну и ту же историю, а во–вторых, зрители не понимают, что именно рекламируют. Они больше заняты сюжетом. Актюбинские рекламодатели и раньше не особо хотели дополнительно тратиться на дорогостоящие съёмки. Ведь там надо заплатить актёрам, купить реквизит, оплатить транспортные расходы. Выходит в десятки раз дороже простой информашки. Тем более сценарий может быть слабоват, или актёры не вытянут идеи. Можно смело сказать, что этот жанр сейчас вымер. Гораздо эффективнее действует баннер во время передачи или динамичная коротенькая вставка секунд на 10–20.
Заграница нам поможет
Это какая–нибудь «кока–кола» готова тратить 90% дохода для продвижения и без того популярного товара. Наши рекламодатели чаще всего вкладываются в товар или услугу, которая просто нуждается в раскрутке, или спрос на неё падает. Есть, конечно, и отлаженные маркетинговые схемы мирового стандарта, хотя бы фирменные стенды мировых брендов в магазинах или бонусные акции в супермаркетах. Но в Актобе занимаются этим не местные рекламщики, а специально обученные мерчендайзеры, прошедшие практику в России или в Украине.
Привычка – двигатель торговли
Тем не менее, именно консервативность актюбинцев помогает местным рекламщикам, а также независимым СМИ держаться на плаву. Мировая практика показывает, что рекламный бизнес медленно, но верно переползает в интернет. Но на этом не сильно разбогатеешь. Снять и смонтировать профессиональную рекламу для «Инстаграмма» в Актобе стоит тысяч 40–60 тенге. На айфон предприниматель это может сделать вообще бесплатно. Ведь качество видео в соцсетях не так важно, как на ТВ. Картинку в фотошопе начинающие дизайнеры охотно сделают за пару тысяч. Раскрутить пост можно и самому, но за 5.000 тенге энтузиасты гарантируют в месяц привлечь 1.000 подписчиков.
Но так уж устроены актюбинцы, что газетам, ТВ и листовкам они пока верят больше, чем виртуальной реальности.