WWW.БАЗАРА.НЕТ
Сейчас во всех регионах Казахстана проходит презентация торговой интернет–площадки «Zoodel». На прошлой неделе агитационная команда побывала и в Актобе. Реклама платформы проходит достаточно навязчиво. Чего только стоит указующий перст с подписью «Ты можешь экспортировать!», украшающий буклеты и сувенирную продукцию. Что же такое платформа «Zoodel», которая в один миг может превратить скромного предпринимателя в экспортёра?
По своей сути это такой же сайт, как и «Алиэкспресс», только выполненный грамотно и более профессионально. Услуги по размещению своего товара там платные. Самый скромный пакет услуг тут оценивается в 150.000 тенге в год, а премимум–членство оценивается почти в полмиллиона. Как гласит рекламный буклет, это совсем копейки, нужно лишь отказаться от одной чашки кофе в день. Однако для предпринимателей, заполнивших анкету прямо на презентации, предусматривается скидка в 50%. То есть, поторопившись, можно ограничить себя в кофейке лишь наполовину.
Мани–мани из солнечного Азербайджана
За эти деньги компания обещает устроить товару минимум профессиональную фотосессию, грамотно перевести информацию о продукте на 6 языков, плюс автоматически на китайский и обеспечить круглосуточный доступ к сайту для потенциальных клиентов. Сам же сайт будет всегда всплывать в топе запросов поисковика. Также можно будет навести справки о деловом партнёре (то есть проверить его на недобросовестность) прицениться к услугам логистов и перевозчиков, изучить рынок и статистику торговых операций и поучаствовать в зарубежных тендерах.
Особый интерес вызывает система платежей через «ZoobPay». Ведь продукция пользователей интернет–площадки доступна и азербайджанским предпринимателям. А, как известно, банки Азербайджана сейчас недоступны казахстанцам, и наоборот, перечислить деньги в Актобе предприниматель из Баку не может. «ZoobPay» в этом случае является отличным вариантом для проведения сделки.
Дёшево и сердито
Для торговой площадки нет никаких ограничений в продвижении товара. Любой продукт, будь то правый второй винтик от газотурбинной установки или домашние булочки маленькой кондитерской, может занять там достойное место. Если, конечно, у производителя товара найдутся деньги на ежегодное членство. Причём сумма, хоть и кажется большой, но на деле создание и продвижение собственного сайта обойдётся в разы дороже.
– Подобные торговые онлайн–площадки уже давно существуют на Западе и хорошо зарекомендовали себя, – прокомментировал директор по продажам компании «Zoodel» Азамат МУХАМЕД. – Вот только стоимость услуг на них в разы дороже. Насколько мне известно, членство на европейской площадке стоит около 300.000 евро.
На практике попытки продемонстрировать ресурсы торговой площадки не произвели должного впечатления на собравшихся предпринимателей. Может быть, дело было в плохой скорости интернета, или презентационный компьютер оказался слишком слаб для мощного портала. Изображение во время презентации постоянно подвисало или открывались совсем не те подразделы. Например, поиск по запросу «кукуруза» занял около 6 минут. Мой же дешёвенький смартфон через «гугл» справился с этой задачей в то же время и в том же помещении всего за 40 секунд, предложив купить злополучный злак сразу у 5 поставщиков.
Сколько стоит? Цена – в дайрект!
Следует отметить, что актюбинские предприниматели к интернет–новинке отнеслись более чем прохладно. Владельцы крупных и средних компаний решили не тратить время на презентацию, а отправили туда своих замов или просто слонявшихся в этот день без дела представителей. Сможет ли молоденькая девчонка, вчерашняя выпускница института, объяснить бастыку, с трудом освоившему электронную почту, все преимущества торговой онлайн–площадки – вопрос спорный.
Тем более, если верить статистике, львиную долю экспорта Актюбинской области составляет сырьё. Эта сфера экономики давно уже налажена, имеет постоянных клиентов, и в последнее время речь идёт не о расширении рынка сбыта природных богатств, а о его снижении в пользу других товаров.
Вторым по значимости экспортным потоком являются мясо и пшеница. И тут расширение базы потенциальных клиентов не стоит острым вопросом. К тому же, монстрам индустрии 300.000 евро для уже раскрученной европейской платформы не являются уж совсем неподъёмной суммой. Крохотные кондитерские цеха и небольшие заводы с двумя–тремя станками пока не могут насытить даже внутренний рынок, поэтому выходить на мировой рынок им рановато.
Единственная сфера, где услуги торговой площадки жизненно необходимы для предпринимателей, могут стать небольшие промышленные объекты вроде цеха по изготовлению металлических изделий. Например, компания «Каспий Плюс» уже отчаялась искать клиентов в родном регионе, хотя её потенциал очень высок. Выход хотя бы на постсоветское пространство привлёк бы в регион пусть небольшой, но приток иностранного капитала и позволил бы цехам работать на полную мощность. Для маленьких, но амбициозных актюбинских фирм достаточно же и бесплатной странички в «Инстаграме» или прочих соцсетях.