ОЙ, А У ВАС УПАЛО!
Если в конце прошлого года из–за падения курса рубля наш народ ринулся в Россию за дешёвыми товарами, то сейчас продукция северного соседа по демпинговым ценам поступает на отечественный рынок.
Российская валюта за прошлый год обесценилась более чем в два раза – потеряла 51% стоимости. Белорусские «зайчики» похудели на треть, сбросив 38% своего веса. Украинская гривна усохла в три раза – 65% долой. В результате прошлогодней февральской девальвации казахстанский тенге полегчал на 20%.
Если ситуация на внутренних рынках Беларуси и Украины на наш рынок практически не влияет, то в случае с северным соседом всё гораздо сложнее. Кто из вас помнит об обвале национальных валют Беларуси и Украины, происходивших несколько лет назад и не один раз? Уверен – единицы.
А с Россией такое не проходит. Если там что–то аукнется, у нас обязательно откликнется, как бы ни уверяли нас некоторые политики и экономисты в защите отечественного рынка и финансовой системы. 1999, 2009, 2014 годы: тенге успешно девальвировали после обесценивания рубля в 1998, 2008 и 2013 годах.
ЗВУКИ МУ
Как известно, в Казахстане себестоимость молока довольно высокая. К тому же, нет такой поддержки этой отрасли агропромышленного сектора, как в России и Беларуси. Если раньше наш рынок был завален молочной продукцией наших партнёров по Таможенному союзу, то сейчас для российского производителя с его ценами наш рынок тем более является очень лакомым кусочком. А о каком экспорте можно говорить, если казахстанская продукция дороже российской даже на нашем внутреннем рынке? Я, конечно, не исключаю ещё и тот момент, что некоторые недобросовестные северные игроки на молочном рынке нагло демпингуют. Но границы внутри ЕАЭС открыты для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Тут уже никуда не денешься. Вот тебе и присказка про палку о двух концах.
– Мы, как и все здравомыслящие производители, уменьшили экспорт молочной продукции в Россию, – рассказывает директор ТОО «Айс–Плюс» Гульнара ЖАНДАУЛЕТОВА. – Но уходить и сдавать свои позиции не собираемся. Небольшую нишу мы там оставили. Заявки поступают, отгрузка идёт в два города: Орск и Оренбург. Мы начали поставлять свою продукцию на экспорт с прошлого года. Это питьевые йогурты, кефир и топлёное молоко. Объём, конечно, не очень большой – 2% от общего производства. Но в нынешних условиях пришлось и эти поставки сократить.
По словам директора молочного завода, несмотря на то, что актюбинская молочная продукция дороже, чем российская, у неё есть свой покупатель и в Орске, и в Оренбурге.
Никаких ограничений на границе нет.
А НУ, ПОДВИНЬСЯ!
А вот на внутреннем рынке у актюбинских производителей молока тоже появились довольно ощутимые проблемы. С начала 2015 года из России стали активно завозить продукты питания, в том числе и молочную продукцию.
– Россияне демпингуют, а наш отечественный производитель попросту не выдерживает этой конкуренции, – продолжает Жандаулетова. – Пока мы не потеряли рынок, работаем на полную мощность. Но ситуация так стремительно развивается. Если ситуация с российским рублём не изменится, мы можем потерять большую часть рынка сбыта. Правительству что–то надо делать в данной ситуации. Либо поставить какие–то барьеры, то есть, ограничивать импорт, либо оказать другую поддержку бизнесу. Если нельзя запретить ввоз российской продукции, то почему бы не ограничить её реализацию в торговых сетях? А именно, ограничить количество полок с импортной продукцией в наших супермаркетах. Мы, местные производители, не можем добиться размещения своего товара на достаточной площади полочного пространства. А импортный товар почему–то уж очень быстро появляется на полках. Только 10–15% полочного пространства отводится местным производителям. Необходимо, чтобы в этом плане исполнительные органы заключили с торговыми сетями соответствующие меморандумы. Почему бы 50% полок (предназначенных для реализации молочных продуктов. – В.Б.) не отдать местным производителям? Вот это была бы поддержка бизнеса.
Наша птица цену себе знает!
ЦЫПА-ЦЫПА-ЦЫПА!
Есть такой бородатый анекдот. У армянского радио спрашивают: «Что было раньше, яйцо или курица?». Ответ: «Раньше было всё».
Слава Богу, времена дефицита продовольствия давно канули в Лету. Всего хватает, главное, чтобы были деньги, на которые можно было всё это купить. Тут возникает другой вопрос: откуда куры да яйца? Вроде бы и своего добра хватает. Ан нет, везут к нам в Актобе птицеводческую продукцию не только из других регионов Казахстана, но и из России и Украины.
Местные птицеводы жалуются, что российские курочки из–за падения рубля сильно подешевели и находятся даже вне конкуренции. Ну, сами представьте, если рубль в два раза сдулся.
Местные производители в данной ситуации явно проигрывают российским. Потребитель из–за низкой цены порой закрывает глаза на качество. Многие, наверное, помнят скандал двухлетней давности, когда возбудились наш Минсельхоз и ветслужба по поводу импортной птицы. Тогда выяснилось, что украинцы и россияне кур водой накачивают за милую душу. К тому же микроорганизмы всякие нехорошие да болезнетворные в птичках водились.
Самым удивительным является то, что низкие оптовые цены на российских кур никак практически не сказались на рознице. Вот на Центральном рынке можно было купить курицу ТОО «Ак кус» за 510–530 тг/кг, а челябинскую птицу – за 550–560 тг/кг. Теперь представьте, сколько наваривают перекупщики, если красная оптовая цена курам из РФ максимум 300–320 тенге за кило.
Наше молоко вкуснее, но дороже.
ОТКУДА НЕСЁТЕСЬ?
Куриные яйца на наш рынок поступают как местные – ТОО «Рамазан», так и привозные из Костаная и Оренбургской области. Даже с Украины везли к нам сей продукт. Правда, в качестве и диетических свойствах таких яиц я очень сильно сомневаюсь. Опять–таки, и здесь мы сталкиваемся с демпингом.
– А что делать? Надо искать выход, удешевлять продукцию, – говорит директор ТОО «Рамазан» Орынбасар МУСИН. – О прибыли говорить не приходится. Держимся где–то в районе нулевой рентабельности. С одной стороны, падение рубля бьёт по бизнесу. С другой, наоборот, это позволяет купить в России фураж по более низким ценам в пересчёте на тенге, чем в Казахстане. Поэтому мы можем несколько снизить цену на яйца. Приходится выкручиваться в создавшейся ситуации. А что, кто–нибудь придёт и что–нибудь принесёт мне? Свою продукцию нам удаётся реализовывать в полном объёме. Но только в Казахстане. А в Россию нас никто не пустит. Это только разговоры о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве. А на самом деле попробуй там продать! Мы однажды повезли свой хлеб в Россию. Он вкуснее и дешевле был на тот момент. Поступило устное указание от местных властей продавцам не брать наш хлеб. Потому что их хлебозавод остановился бы.
По словам Орынбасара Еспулаевича, поставлять на российский рынок куриные яйца нет смысла. В РФ субсидии на производство этого продукта гораздо выше, чем у нас. 90% процентов производимых яиц реализуются в Актюбинской области, а оставшиеся 10% – в Актау и Атырау.
– Остатки у нас всегда есть. Но это двухдневный сбор, не больше, – поясняет директор ТОО «Рамазан». – Это не проблема. До десяти дней яйцо считается диетическим, а потом переходит в категорию «столовое». У привозного яйца качество хуже нашего, я знаю это точно. Потому что мы птицу кормим зерном. А они добавляют корма животного происхождения: мясо–костная мука, рыбная мука. А кто его знает, из чего эта мука сделана? Актюбинскую область мы можем обеспечить яйцом на 100%. Не будет хватать – построим ещё ферму.
Кстати, по данным Союза птицеводов, отечественные фермеры испытывают затруднения с реализацией мяса птицы и яиц с начала 2015 года. На конец января на складах хозяйств скопились остатки из 11 тысяч тонн мяса и 53 миллионов яиц.
НАДО ПОСОВЕЩАТЬСЯ!
Национальная палата предпринимателей ещё в конце января внесла предложение в правительство об ограничении на ввоз российских автомобилей, мяса птицы, строительной арматуры и аккумуляторов. В НПП завили, что потраченные в РФ казахстанцами деньги в период ажиотажа в конце прошлого года – это недополученная прибыль отечественных предпринимателей.
На прошлой неделе на информационных лентах и в печати появлялась разная информация об ограничении ввоза группы российских товаров. При этом она были настолько противоречивой, что породила массу слухов и домыслов.
Первый вице–премьер РК Бакытжан Сагинтаев две недели назад сказал о том, что Казахстан обсудит с РФ возможность введения ограничений на ввоз российских некоторых товаров (см. выше). Договор Евразийского экономического союза позволяет вводить временные ограничения в режим свободной торговли при возникновении угрозы экономической безопасности той или иной страны.
Особенно противоречивой в информационном плане была пятница.
«Интерфакс–Казахстан»: «Как сообщил «КоммерсантЪ» со ссылкой на источники в Минсельхозе и Евразийской экономической комиссии, 6 февраля должны состояться консультации по решению проблем во взаимной торговле между Казахстаном и Россией. По словам собеседников, Астана настаивает на введении запрета или ограничений на поставку ряда продукции из России в связи с угрозой внутреннему рынку Казахстана из–за девальвации рубля… речь идёт о нефтепродуктах, автомобилях и аккумуляторах для них, строительной арматуре, кабельно–проводниковой продукции, стеклотаре, мясе и яйцах курицы, макаронных и кондитерских изделиях, муке и соках…».
Но уже после полудня того же дня пришло сообщение, что «…Бакытжан Сагинтаев в пятницу, по окончании заседания Евразийского межправительственного совета, заявил, что республика не собирается ограничивать импорт товаров из России…».
Цены на топливо упали, но в РФ они ещё ниже.
КТО КОРОЛЬ БЕНЗОКОЛОНКИ?
Раньше чиновники бурчали по поводу дорогого российского бензина, теперь же опасаются его дешевизны. В конце августа прошлого года на 11% подорожал бензин марки Аи92/93. Но уже в декабре его цена снижалась дважды.
Согласно проведённому сравнительному анализу «КазТАГ», средняя стоимость 1 литра бензина марки АИ–92 в России (более 70 регионов) составляет 32,4 рубля (89,1 тенге), в Казахстане – 107 тенге.
Стоимость 1 литра бензина марки АИ–95 в России составляет 37,04 рубля (101,86 тенге), дизтоплива – 34,02 рубля (93,5 тенге).
Как сообщалось 30 декабря 2014 года, предельные цены на горюче–смазочные материалы в Казахстане снизились до: АИ–92/93 – 109 тенге за 1 литр, АИ–80 – 89 тг/л, дизтопливо – 107 тг/л.
Возникла дилемма. С такими ценами нас захлестнёт дешёвый российский бензин, а наши НПЗ просто встанут. Если же не пускать российский бензин на наш рынок, то мы столкнёмся с дефицитом высокооктанового бензина и авиационного керосина. Ну, со вторым–то видом топлива ладно. Как таковой авиации у нас нет, а когда будет нормально развитая – неизвестно. Тут даже есть плюс, что можно удешевить воздушные перевозки. Ведь львиная доля затрат на перелёт приходится на топливо. Хотя среднестатистическому казахстанцу от этого не холодно и не жарко. А вот автовладельцев у нас очень много.
Правда, почему у нас бензин настолько дорог при подешевевшей нефти, никто из чиновников не ответил. Кстати, поговаривают, что Казахстан хочет ввести ограничения на импорт российских нефтепродуктов на полгода.
А в России авто гораздо дешевле!
МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ
И всё–таки мне до того интересно, как у нас происходит ценообразование? По каким законам? Почему автомобили, собранные в Усть–Каменогорске, намного дороже своих российских собратьев? Ведь в Казахстане проводится лишь отвёрточная сборка. Всё остальное поступает из России.
Далеко ходить не надо. Один мой знакомый недавно вернулся из Оренбурга, где купил новенькое авто «ВАЗ–21310». Автомобиль обошёлся ему в 431.500 рублей. Просто умножим эту цифру на 3. Получается 1.294.500 тенге. Ни растаможки, ни НДС платить не надо. В нашем же автосалоне стоимость простой «Нивы», она же «ВАЗ–2121», доходит до 2 миллионов тенге. Ну, сейчас есть скидка. Авто усть–каменогорской сборки стоит 1.700.000 тенге. А вот «ВАЗ – 21310», которого пока нет в наличии, будет якобы стоить 1.800.000 – российская сборка. Но это – по словам продавца.
Хотя разница в полмиллиона… Неужели казахстанцы до неприличия богаты?
И последний вопрос: почему на фоне подешевевшего топлива (автобусов российского производства) не снижается стоимость проезда в общественном транспорте?