Самый первый день 2016 года «порадовал» казахстанских грузоперевозчиков новыми условиями работы. Теперь все транзитные грузы, следующие в Казахстан, должны попадать из Украины на территорию РФ только через определённый пункт пропуска в Беларуси. Далее, уже у наших границ, также определены всего три таможенных пункта, которые вправе пропускать транзитные фуры. И никаких отклонений или исключений.
В названии указа значится, что он направлен на обеспечение экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации, однако на деле он же служит барьером, только усложняющим жизнь окружающим. В чём же суть новых условий и кому они выгодны?
ОБЪЯСНИТЬ НЕКОМУ
Натянутые отношения между Россией и Украиной – это уже факт известный. Истории об активной борьбе с санкционными товарами тоже то и дело появляются на страницах периодики, и в этот раз втянутыми в общую неразбериху оказались и казахстанские предприниматели.
Теперь длина маршрута, который проходят грузовые автомобили, рискует значительно увеличиться. Вместе с ней изменятся и сроки доставки, поднимутся дорожные и транспортные расходы. Даже если опускать множество специфичных деталей, понятных только специалистам, становится ясно: все эти встряски напрямую отразятся на ценниках в казахстанских магазинах и, соответственно, на кошельках покупателей.
Вопросов, как обычно, намного больше, чем ответов. Полноценно прокомментировать не смогли ни в союзе международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан, ни в палате предпринимателей. И дело вовсе не в том, что никто в глаза не видел документацию – она как раз у всех на руках. Проблема другая: хорошенько её растолковать и официально ответить на возникшие вопросы с российской стороны некому – страна отдыхает. Праздники.
ТОЧНЫХ СВЕДЕНИЙ НЕТ
Новый указ только вступил в силу, а казахстанские грузоперевозчики уже настороженно рассчитывают расходы. Некоторые компании даже отменили запланированные поездки, потому что просто непонятно, какие документы оформлять, по какому маршруту следовать и, главное, сколько денег потратится на один рейс.
Техника простаивает не у всех – заказы клиентов всё–таки нужно выполнять, несмотря ни на какие изменения. Но о том, чего ждать в будущем, пока только гадают – точных сведений нет,
– Говорить о том, будут ли изменения выгодными или нет, нельзя, – считает директор ТОО «Рокос–логистик» Серик ИЩАНОВ. – Потому что для этого нет никаких предпосылок. Мы сами не знаем, что будет твориться. Будет ли это платно или бесплатно, поменяется ли что–нибудь. Разговоры–то идут ещё с ноября, но всё равно ничего неизвестно.
ВСЁ РАВНО ПОЕДЕМ
Справедливости ради стоит заметить, что если разговоры о новых указе и постановлении правительства появились ещё осенью, то слышали их далеко не все.
– Любой документооборот, как правило, озвучивается заранее, – рассуждает менеджер–логист Бекзат ЖАНИБЕКОВ (имя изменено). – В этот же раз все 1 января проснулись и узнали, что Россия выпустила указ президента. Обычно такие вещи издаются заранее, публикуются, доводятся до исполнителей, разъясняются. Этот указ не афишировали заранее. Может, кто–то кому–то и рассказывал, может, крупные перевозчики и были в курсе, но мелкие предприятия просто поставили перед фактом.
С Украины в Казахстан перевозят по большей части продукты – в 60–80% случаев. Везут на экспорт и оборудование, аналогов которому нет ни у нас, ни в России, ни в постсоветском пространстве.
– Всё равно перевозчики будут ездить в Украину, – считает Бекзат Жанибеков. – Если речь идёт о специфическом оборудовании, то тут даже и вариантов нет. Просто последует обязательное удорожание продукции, которое, несомненно, скажется и на ценах. Транспортная накрутка возрастёт.
КАК ЕЗДИЛИ ДО УКАЗА
Чаще всего за товаром казахстанские фуры едут в такие города, как Киев, Запорожье, Одесса, Житомир, Львов. Водитель получает инструктаж, пакет документов и к назначенной дате приезжает в указанную точку, чтобы забрать груз, после чего следует обратно домой.
Обычно досмотры машины проходят на украинском переходе Юнаковка–Суджа. Здесь таможенники сверяются с документами, досматривают груз и вешают пломбы. Далее определяется маршрут, по которому должна идти фура, и города, где она должна отмечаться. В случае с Актобе речь, как правило, идёт о Соль–Илецком таможенном переходе.
– На документах обязательно ставится штамп, указывающий, что груз идёт транзитом, – объясняет Бекзат Жанибеков. – Таможенники ещё в Курске вносят всю информацию в единую базу данных, и на протяжении всего пути груз можно отследить через неё. В Соль–Илецке, если пломба в порядке и документы не вызывают подозрений, ставится отметка в базе, что машина добралась до указанного места, и дальше фура уже следует в Казахстан. Если возникли сомнения, то груз вправе досмотреть – это международная практика.
НАРУШИШЬ СРОК – ПОЛУЧИШЬ ШТРАФ
Срок, в который водитель обязан пройти весь маршрут, обычно указывается из расчёта 400 км в день. Опытные дальнобойщики просят лишние дни про запас – мало ли что может случиться в дороге. Фура поломается или придётся подольше застрять на пограничном переходе между странами. Нарушать же сроки нельзя: опоздание – лишняя головная боль с привлечением таможенников и штрафами.
– С Украиной, как правило, проблем на границе не возникает, – делится Бекзат Жанибеков. – Ни в период военных действий не было, ни позже. Очень тяжело бывает «ходить» через Беларусь из–за бюрократии, у них очень всё заморочено. С россиянами последнее время всегда проблемы. Вспомнить только незаконную остановку транзитного груза в Соль–Илецке в сентябре. Всегда получается, что хозяева дерутся, а у крестьян чубы трещат.
ПРОБЛЕМЫ ОДНА ЗА ДРУГОЙ
Грузы из Украины в Казахстан можно перевозить и не через Россию, вот только трудностей возникает даже больше.
– Можно из Украины уходить паромом через Чёрное море, выходить в Грузию, Азербайджан, оттуда – порт Актау, из Актау идти по Казахстану. Но в зимний период это не вариант. Два парома на пути, а если в море шторм, то парома можно ждать и неделю, и две. На заснеженных перевалах тоже очень страшно ехать на фурах. Предлагают альтернативный путь через Иран и Туркменистан, но это даже звучит смешно. Там неспокойно, и разбираться никто не станет, чей груз едет, – размышляет Бекзат Жанибеков.
В любом случае, расстояние значительно увеличится, если идти в обход. Через Беларусь прибавится всего 600 км пути, но возникает другая заминка.
– Поговаривают, что есть вероятность, будто транзитные фуры станут ставить в таможенный конвой. Машины будут собираться в группы и вместе с сопровождающим таможенником гуськом они поедут до границы с Казахстаном. Это медленно и дорого – 500–700 долларов, – говорит Бекзат Жанибеков.
А тем временем любые запреты на ввоз санкционных продуктов до сих пор можно преодолеть. Лазеек в законах – вагон и маленькая тележка. Так, например, если груз из той же Украины попадёт в Казахстан через Кавказ, то в дальнейшем он может беспрепятственно оказаться в РФ. Всё потому, что товар, пришедший на территорию Таможенного союза и растаможенный здесь же, принимает характер груза таможенного значения. И его после обработки можно везти куда угодно.
Ксения ВИШЕНИНА,
Фото Юрий ТАРАСЕНКО
Украинские «окна»
Два автомобильных российско–казахстанских перехода, через которые может доставляться груз из Украины в Казахстан.
Автодорога А–300 (до 31 декабря 2017 включительно может применяться номер М–32) — дорога федерального значения на территории России. Начинается в Самаре, проходит через Подъём–Михайловку, Большую Черниговку и заканчивается на государственной границе с Казахстаном.
Протяжённость трассы — 194 км.
Автодорога А–310 (старый номер M–36) — дорога федерального значения на территории России. Начинается в Челябинске, проходит через населённые пункты: Коркино, Еманжелинск, Южноуральск и заканчивается в Троицке. Далее ведёт по территории Казахстана до Алма–Аты через Костанай, Караганду и Балхаш. Трасса является составной частью европейского маршрута E 123 и азиатского маршрута АН7.
autostrada.info