То ли ещё будет, ой-ой-ой!
Ниже плинтуса
Перед Новым годом наши граждане (кто успел) выгодно потратили свои тенге, обменяв их на рубли, и купили в России по дешёвке бытовую технику, автомобили и даже недвижимость. Сейчас лафа практически закончилась. Российский рынок хоть и с некоторым опозданием, но всё же адекватно отреагировал на спрос со стороны казахстанцев. Цены в РФ значительно выросли. Но рубль неустанно падает. Небольшое укрепление российской валюты в конце декабря смотрелось скорее как исключение из правил, его подтверждающее.
Когда закончится рублёвое скатывание в финансовую бездну, сказать пока трудно. Хотя глава ЦБ РФ Эльвира НАБИУЛЛИНА считает, что пик инфляции и обесценивания российской валюты придётся на II квартал 2015 года. То есть, дна пока не видать.
Падение рубля в январе 2015 года на 20% относительно американской валюты стало самым сильным за последние 16 лет, пишет РБК. Последний раз рубль демонстрировал такой результат в сентябре 1998 года, когда российская валюта потеряла более трети своей стоимости. В пятницу в 18.00 по московскому времени стоимость доллара выросла до 70,1 рубля, а евро к этому моменту подорожал до 81,55 рубля.
МИЛЛИАРДЫ УХОДЯТ ЗА КАРДОН
Казахстан ставил перед собой задачу – увеличить экспорт и уменьшить импорт. Пока же всё происходит с точностью до наоборот. Только за ноябрь–декабрь прошлого года казахстанцы купили российских рублей в обменных пунктах примерно столько же, сколько за первое полугодие того же 2014 года.
В ноябре по всему Казахстану было продано рублей на 64,4 миллиарда тенге. А в декабре – на 88,2 миллиарда тенге. Представьте, какой отток капитала из страны! В декабре 2014 года по Казахстану российской валюты было продано в 4 раза больше, чем в декабре 2013 года. В Актобе российских рублей было реализовано обменными пунктами за тот же период в 6 раз больше! На 5 миллиардов тенге! Кстати, наша область вошла в тройку по годовому приросту, уступив по этому показателю Южно–Казахстанской области и Астане. Было бы, конечно, чем гордиться. Но, ё–моё, живут же люди!
Мониторинговая служба Ranking.kz на основе данных Нацбанка РК провела анализ покупки российской валюты в региональном разрезе (см. инфографику).
Падение рубля негативно сказывается на экономике Казахстана, учитывая нашу тесную экономическую связь с Россией.
– Если смотреть с одной стороны, то да, экономика Казахстана сильно страдает из–за падения рубля и оттока капитала в соседнюю Россию, – говорит Николай Иванов. – Но как потребитель, я заинтересован в том, чтобы купить товар дешевле. Если я могу приобрести что–то импортное за 100 тенге, почему то же самое и того же качества я должен покупать у казахстанского производителя за 200 тенге? Это нормальная позиция для любого человека, который зарабатывает деньги и хочет разумно их потратить. Другое дело - государственная позиция. Здесь уже должны думать государственные мужи. Для этого есть правительство, кабинет министров. Вот там должны задуматься, каким образом предприятия могут снизить себестоимость своей продукции, чтобы та стала конкурентоспособной. Я слышал позицию правительства, которое заявляло, что все кризисные моменты – это временное явление. Всё вернётся на круги своя. Но когда это произойдёт? Да, я понимаю, что в настоящее время перед казахстанским правительством стоит огромная проблема: как удержать отечественные предприятия на плаву. Спрос на казахстанскую продукцию при таких ценах значительно снизился. А это головная боль. Но она в меньшей степени волнует рядовых граждан нашей страны. В большей степени это относится к чиновникам, отвечающим за экономику Казахстана.
Мы находимся в Евразийском экономическом союзе. Но проблем от этого меньше не стало. Где–то даже прибавилось. Почему в России даже при обвале рубля заниматься производством и экспортом своей продукции выгодно? Наверное, потому, что в РФ промышленность более развита, чем в Казахстане, и меньше зависит от импорта, нежели мы.
– Если российским производителям продавать нам свою продукцию за обесцененные рубли выгодно, значит, себестоимость казахстанской продукции складывается как–то по–другому? Или у нас другая норма прибыли? – удивляется Николай Григорьевич. – Российских кур кормят тем же кормом, что и казахстанских. Причём многие корма для птицы закупаются в России. И в РФ, и в РК в себестоимость продукции закладываются расходы на электроэнергию, тепло и воду. Мне мой родной брат, живущий в России, на днях сказал: «Как у нас сильно подорожал сахар! Теперь он стоит 37 рублей за килограмм». То есть, даже после подорожания сахар в России стоит в полтора раза дешевле, чем у нас. Значит, у нас в стране кто–то установил спекулятивные цены. Сахар – это просто один из примеров. Так что нельзя осуждать людей, которые едут в соседнюю страну и покупают дешёвую промышленную и продовольственную продукцию.
Можно зарплату и 150.000 тенге получать, а жить так же плохо, как и раньше за 50.000, считает предприниматель. По его словам, если у него будет возможность купить дешевле, то он этим воспользуется. Никакие призывы к патриотизму и выбору отечественной продукции, которая гораздо дороже, не подействуют.
И в России, и в Казахстане производят отвёрточную сборку тех же японских авто. Но японцы российской сборки намного дешевле. Почему разница доходит до 10.000 долларов? Непонятно. Закрадывается такое подозрение: мы такие богатые, потому что у нас закладывается сумасшедшая рентабельность. Накручиваются такие торговые наценки, что мама не горюй! Если нет рентабельности 100–200%, то многие считают, что таким бизнесом нет смысла заниматься. Мы просто не готовы к жёсткой конкуренции. Если мы в ЕАЭС не можем нормально конкурировать, что будет, когда вступим в ВТО?
Guest
|
Связавь себя с утопленником, не жалей, что ты тоже тонешь. Это нормально!
|