Прошло меньше недели с момента ухода отечественной валюты в свободное плавание. Никакого валютного коридора, к которому так привыкли казахстанцы, больше нет. Дальше – неизвестность. Сегодня доллар может стоить 300 тенге, а завтра – уже тысячу. Никаких ограничений нет.
Биржевой курс тенге продолжает лихорадить, причём довольно–таки ощутимо. Если в четверг (20 августа) один доллар можно было приобрести за 280–330 тенге (в некоторых обменных пунктах он был ещё выше), то к полудню понедельника «зелёный» продавали за 222 тенге. Девальвация в первые дни свободно–падающего тенге доходила до 39–62 процентов. Впрочем, уже ко вторнику американец отыграл свои позиции – по итогам дневной сессии казахстанской фондовой биржи KASE курс доллара установился в пределах 235,5 тенге.
Новая денежно–кредитная политика инфляционного таргетирования (проще говоря, свободно плавающий курс тенге), должна была быть введена только в 2018 году, однако…
– Переход Казахстана к свободно плавающему курсу национальной валюты тенге является вынужденной мерой, альтернативы этому не было, – заявил президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ. – Подумав, просчитав все возможности, наиболее правильным является введение свободно плавающего курса тенге и переход к инфляционному таргетированию. Существовали два других варианта действий в сложившейся экономической ситуации. Либо ничего не предпринимать, сидеть и ждать улучшения ситуации. Однако ценой такой политики было бы сокращение собственного производства в стране, потеря рабочих мест, и «сжечь» валюту, то есть наши резервы. Второй вариант – это плавное ослабление курса тенге в пределах коридора, какую политику вёл до сих пор Нацбанк. В условиях неопределённой ситуации на внешних рынках, такой вариант также требует больших затрат золотовалютных резервов, это приводит к неконкурентности всех наших предприятий даже с близкими соседями, не говоря уже о дальних.
По официальным данным за полтора года на поддержку стабильного курса тенге Нацбанк потратил 28 миллиардов долларов. Кстати, вслед за нашей валютой обесценились киргизский сом и белорусский рубль.
ШОК И ТРЕПЕТ
Когда в среду цена за доллар установилась в пределах 198 тенге, у Жаналыка АХАЖ появились смутные сомнения в том, что это ещё не предел. Восемь лет назад отец троих детей брал ипотечный кредит на покупку дома. Ежемесячные выплаты составляли 150 баксов.
– Восемь лет назад не давали кредиты в тенге, пришлось брать в долларах. Потом были две девальвации, но не особо переживал: помогали родители, – рассказывает Жаналык. – Мне осталось выплачивать всего–то около четырёх тысяч долларов, думал, что не стоит рефинансировать ипотеку. А решение Нацбанка всё перевернуло: сначала была растерянность, а потом решил действовать – в ближайшее время обращусь в банк и воспользуюсь программой рефинансирования кредита. На самом деле свободное плавание – это тяжкий груз для простого населения.
Настоящий шок испытала актюбинка Айнура КУЗДЕРБАЕВА (фамилия изменена), когда утром в четверг увидела стоимость валюты. Ещё бы: матери, которая одна воспитывает двух малолетних детей, придётся изыскивать средства, чтобы заплатить ежемесячный взнос за ипотеку.
– Много лет назад брала кредит на квартиру в долларах. Ежемесячно оплачиваю по 200 долларов. Кое–как собираю нужную сумму, благо, помогают родственники, и отдаю банку. А теперь не знаю, откуда буду брать средства. Работаю простым менеджером, зарплату нам никто не поднимает. Спрашивается: думали ли чиновники о простых гражданах, когда отпускали в «плавание» тенге, или все думают только об экспортёрах? – с горечью вопрошает актюбинка.
ЦЕНЫ ПОД КОНТРОЛЕМ?
Как только изменился курс доллара, цены на некоторые товары поползли вверх: недобросовестные предприниматели решили нажиться на неразберихе. Дабы пресечь незаконные факты продажи товара по завышенной цене, при городском акимате создан оперативный штаб, куда вошли не только чиновники, но и бизнесмены.
– Каждый день мы проезжаем по рынкам и магазинам Актобе, фиксируем цены на социально значимые продукты питания. Могу заверить, что к тем, кто решил воспользоваться ситуацией и поднял цены на 30–40 процентов на продукцию, мы будем принимать жёсткие меры, – утверждает руководитель городского отдела предпринимательства Анар ДАРЖАНОВА. – Сейчас есть вопросы по сахару – за пару дней стоимость за кило поднялась со 140 до 152. Дело в том, что новая партия прибыла из Молдовы, поэтому и установилась такая цена.
Кстати, в пятницу в магазинах по продаже электробытовой и компьютерной техники творилась что–то невообразимое. Только народ кинулся было покупать на свои враз обесцененные кровные телевизоры и ноутбуки, как местные торговые точки закрылись на переучёт. К вечеру 21 августа ценников на товары было не найти.
– Стоимость товара меняется каждые пять минут: к примеру, ноутбук, который стоил 19 августа 51.000 тенге, днём продавали по 83.000, сейчас его стоимость снова подросла – 89.000. Теперь всё зависит от рынка доллара, – разводит руками менеджер одного из крупных магазинов по продаже компьютеров Алия.
К сожалению, влиять на ценообразование электробытовых товаров городские власти не в силах.
– Если товар закуплен до подорожания доллара, его должны продавать по ранее установленной цене. На импортные товары могут повысить цены, если они были закуплены после 20 августа. Мы проверяли практически все торговые точки. На 30 процентов повысил цены на продукцию «Сулпак», также повысил «Технодом». Мы обратились в антимонопольное ведомство, а также написали письмо руководству этих компаний. Думаю, эффект будет, – отметила Анар Даржанова.
ТАБЛЕТОЧКУ ПОДЕШЕВЛЕ
Не всё так гладко и на фармацевтическом рынке.
– Так как у нас все аптеки в рыночной экономике, а государственные у нас остались только при больницах, то соответственно у нас запасов никаких в аптеках нет. Всё зависит от складов. Обычно однодневный–двухдневный запас, больше не делают. Соответственно, таких больших запасов, чтобы сказать, что мы будем месяц держать все цены, такого, конечно, гарантировать мы не можем, – отметила заместитель президента ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности РК Марина ДУРМАНОВА.
Не первый раз руководитель ТОО «АктюбФармЦентр» (сеть аптек «Айболит») Зауреш БИЖАНОВА сталкивается с девальвацией:
– Для меня это настоящий стресс, сейчас мы находимся в подвешенном состоянии и не знаем, что делать дальше. Как–то многие упускают из виду то, что больше половины лекарств в Казахстан завозится из–за рубежа. К примеру, мы почти 80 процентов нашей фармпродукции поставляем из других стран. А это значит, что сдерживать цены долго не сможем. При таком свободно плавающем тенге никогда фармацевтическая деятельность не будет в плюсе. Если меняется курс валюты, значит, и цены на лекарства не будут фиксированы, а значит, страдает население. Да и делать каждый день переоценку мы просто физически не можем.
КУДА ПОЕХАТЬ ЗА АВТО?
Большинство казахстанских автодилеров решили подождать, когда снизятся колебания курса валют. В «Кол Авто» заявили, что цены на те авто, которые имеются в салонах, остаются на прежнем уровне. Однако, как долго продлится такая ситуация – неизвестно. Оптимистично настроен глава ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ:
– Мы не будем поднимать цену на авто отечественного производства. Это официальная позиция компании «Агромаш», «Сарыарка автопром» и «Хюндай автотранс». От трёх производителей я могу конкретно гарантировать, что ни на 1 тенге цена не поднялась и не поднимется на продукцию отечественного автопрома. Тем более, что мы давно ждали корректировку курса тенге. Это большая победа для нас. Думаю, что мы не только сохраним рабочие места, увеличим производительность наших предприятий, но и сделаем огромный шаг для развития отрасли.
ОТДЫХАЙТЕ В БОРОВОМ!
Отдыхать за границей теперь стало ещё дороже: казахстанские авиакомпании уже заявили о повышении тарифов на все международные направления на 20–25 процентов.
– «SCAT» сообщает о вынужденном повышении тарифов на 20 процентов с 25 августа 2015 года на все международные направления в связи с переходом Республики Казахстан к свободно плавающему курсу национальной валюты. Данная мера не направлена на повышение доходной части компании, так как не может покрыть всех расходов, связанных с нестабильным курсом доллара к тенге. Повышение тарифов на обозначенный процент обеспечивает покрытие некоторой доли расходов, связанных с обеспечением только международных рейсов, – сообщает пресс–служба компании.
На днях «Эйр Астана» также заявила, что повышает тарифы на все международные направления на 20–25 процентов.
– В последнее время поток желающих отдохнуть в Турции, Индии или Египте значительно снизился. Скандалы сыграли плохую репутацию. Тем, кто успел отдохнуть в этом году за рубежом, повезло. В связи с колебанием курса невозможно предсказать, какова будет окончательная цена тура. Не только туристы, но и мы в растерянности, – вздыхает директор турагентства «Бристоль» Айгуль КАМАШЕВА.
КОМУ СТАЛО ЛУЧШЕ?
Несомненно, в плюсе от свободно плавающего курса тенге стали экспортёры: нефти, металлов и прочих природных ресурсов. Актюбинские предприниматели, занимающиеся производством товаров пищевого назначения, тоже рады подобному развитию событий. К примеру, представитель группы компаний «Рокос» Вячеслав ШИКАНОВ заявил, что в ближайшее время цена на продукцию фирмы (колбасные изделия) не изменится:
– Мы взяли на себя обязательство, что цена на тот товар, который есть у нас на складах, а это месячный запас, меняться не будет. Корректировка стоимости новых партий будет происходить планомерно. На самом деле паниковать не стоит, сейчас мы стали конкурентоспособнее по цене по сравнению с российскими коллегами. Думаю, что скоро вытесним их с актюбинского рынка.
С декабря прошлого года испытывала проблемы с реализацией своей продукции компания «Актеп».
– Нам приходилось продавать продукцию по цене ниже себестоимости. Несли убытки, из–за этого сократили рабочие места. Сейчас мы планируем укрепиться на внутреннем рынке, в плане – поставлять на рынки Актобе до 2.200 кило говядины в месяц. Также планируем выход на экспорт – около 500 кг мяса. Что касается цен, то незначительно повышение планируется – будем продавать по 900 тенге за кило, вместо прежних 800, – рассказал директор ТОО «Актеп» Арслан ИСМАНОВ.
Директор компании по производству дезинфицирующих средств «Сплендор» Наталья ШМАРЕНКОВА не разделяет оптимизма своих коллег:
– Мы всегда были против девальвации, так как это ударит по нашим поставщикам сырья. Но что сделано, то сделано. Могу сказать, что на товары нашего производства, которые есть на складе, мы не будем поднимать цену. А потом, конечно, мы вынуждены будем корректировать конечную стоимость продукции. Ещё раз повторю, что плавающий курс тенге нам очень невыгоден.
Перечень социально значимых продовольственных
товаров, на которые будут сдерживать цены:
1) Мука пшеничная 1 сорта (кг)
2) Хлеб пшеничный из муки 1 сорта (кг)
3) Вермишель (кг)
4) Лапша (кг)
5) Рожки (кг)
6) Крупа гречневая (кг)
7) Крупа овсяная (кг)
8) Крупа манная (кг)
9) Крупа перловая (кг)
10) Пшено (кг)
11) Рис шлифованный (кг)
12) Картофель (кг)
13) Свёкла столовая (кг)
14) Капуста белокачанная (кг)
15) Морковь столовая (кг)
16) Лук репчатый (кг)
17) Масло сливочное – кг (несолёное, не менее 72,5% жирности)
18) Масло растительно–сливочное, до 49% молочного жира (спрэд) (кг)
19) Масло растительное подсолнечное (литр)
20) Молоко пастеризованное 2,5% жирности (литр)
21) Молоко пастеризованное 3,2% жирности (литр)
22) Творог 5–9% жирности (кг)
23) Сыр сычужный твердый (кг)
24) Кефир 2,5% жирности (литр)
25) Кефир 3,2% жирности (литр)
26) Баранина с костями (кг)
27) Говядина (лопаточно–грудная часть) (кг)
28) Мясо кур (кг)
29) Окорочка куриные (кг)
30) Сахар белый – сахар–песок (кг)
31) Яйцо куриное I – II категории (десяток)
32) Соль поваренная пищевая (кг)
33) Чай – чёрный, гранулированный (кг)
Были ли вы готовы к свободно плавающему курсу тенге?
Тамара Алексеевна, пенсионер:
– Наше поколение уже столько пережило, что готово ко всему. Но решение Нацбанка восприняла негативно. Хотя, что мы – простые люди – можем сделать? Да, народ в очередной раз обманули, наобещав валютный коридор и прочее. Лучше было бы поступить, как в России, где всё делается постепенно. Сейчас с беспокойством будем ожидать повышение цен на продукты…
| |
, госслужащий:
– Конечно. Давно ходили разговоры об этом. Но ведь на всю жизнь не накупишься ни продуктов, ни техники. Вслед за подорожанием курса доллара ожидаем и поднятие цен на компьютеры и электробытовые приборы. На выходных ходил на рынок, так там уже на 100–200 тенге всё стало дороже. Ничего страшного, будем жить дальше.
|
|
Саид, пенсионер:
– Мы – как пионеры, всегда готовы! На самом деле сейчас нет ни одного человека, которого бы не коснулась девальвация. У пенсионеров нет долларов, мы о другом переживаем. Смотрите: есть большая вероятность того, что повысится цена на электроэнергию. А это значит, что вырастет стоимость хлеба, муки, проезда в общественном транспорте. Нам сказали, что никакой девальвации не будет, мы поверили. Думаю, что плавающий курс тенге больно ударит по карманам всех, кто не связан с экспортом товаров. | | Гульгуль, воспитатель в детском саду:
– Нам на днях сказали на работе, что, возможно, будет сокращение. Морально будем готовиться. Технику мы с мужем приобрели ещё летом, а вот осенью хотели ехать за авто в Россию. Сейчас курс стал невыгодным для нас, скорее всего, будем покупать машину здесь. Мы молоды, думаю, что кризис переживём. Лишь бы не было войны. |
|
Ольга ГАРАЩЕНКО, заведующая отделом областной детской библиотеки:
– У нас если главный банкир выступает по ТВ, то как–то подсознательно готовишься к тому, что будет девальвация. Вот она и наступила. Причём, в который уже раз. Теперь ожидаем поднятия цен на продукты. Думаю, что после введения новой денежной политики казахстанцы ещё больше обнищали. | | Виктор МОЧАЛОВ, гость из Санкт–Петербурга:
– Не завидую я казахстанцам, хотя россияне уже прошли это. Сначала шоковое состояние, а потом все привыкнут к новым реалиям, начнут жить по тому курсу, который актуален на сегодня. У нас сначала всё сметали с полок магазинов, а теперь всего достаточно. Только не покупают, потому что денег у народа нет. Думаю, что через год–два пройдёт ажиотаж и в Казахстане. Надо верить в хорошее. |
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,