Талант не продашь!
Имя актюбинского дизайнера Малики ДУЙСЕНБАЕВОЙ на слуху почти у всех модниц города. Малика на протяжении всей жизни училась шить у своей мамы, и вот уже более 6 лет её любимое дело приносит прибыль. Изначально у дизайнера выработался свой национальный стиль. Своим творчеством мастерица прославила наш город по всему Казахстану, а теперь хочет – на весь мир.
Малика с 3-х лет помогала маме, пока она шила и создавала свои шедевры. Малика росла девочкой старательной, и с детства знала, как держать иголку и красиво сложить камни и украшения в единый узор.
Из уст в уста от прабабушки женщины передавали всю философию узора и одежды. Бросить дело, которое существует уже не один век, девушка просто не посмела. Более того, открыла мастерскую, где передаёт свой опыт другим деткам.
– Я засыпала и просыпалась под звуки швейной машинки, – делится Малика. – В жизни сложилось всё так, что шить и творить стало такой же неотъемлемой частью жизни, как просто кушать и разговаривать. Поэтому с 2011 года я занялась этим делом серьёзно. Но несмотря на то, что мои наряды находятся в продаже, я здесь не с целью развития бизнеса. Меня больше привлекает перспектива, что моё творчество увидят другие люди, поэтому представлять свой город и свою страну на международных конкурсах для меня очень важно.
Национальная красота там, где заканчивается асфальт
Малика говорит, что в последнее время интерес к национальной одежде среди молодёжи увеличился. Раньше каждая 10-я невеста обращалась к нам за заказом национального наряда. Сейчас – едва ли не каждая вторая. Многие девушки-невесты обращаются с конкретными эскизами нарядов на «кыз узату», где учитываются определённые узоры, камни, украшения, которые имеют своё значение и философию. В среднем наряд невесты в национальном стиле обходится в 150.000 тенге. Недёшево, но, по мнению дизайнера, мало кого это останавливает.
– Каждое изделие, которое шьётся мною, – особенное, – говорит девушка. – Я горжусь своим «Платьем года 2016», с которым победила на республиканском конкурсе в Алматы. Помню, как перед конкурсом, узнав, откуда я, все подшучивали: «А, это там, где заканчивается асфальт»… Позже, получив свою статуэтку, я добавила», «…и там, где шьют лучшие национальные платья». В 2017 году мы будем представлять своё платье на мировой арене в Европе. Я хотела бы представить новое платье, которое удивит ещё больше всех зрителей. Оно обязательно будет в национальном стиле.
Девушке удалось не только продолжить любимое дело прабабушки, но и сделать на нём хороший бизнес. Малика – едва ли не единственный дизайнер национальных свадебных и концертных платьев по всей области. И, учитывая интерес молодых казашек к своим традициям, без хлеба они своего творца «национальной красоты» не оставят.
Полная колыбель таланта
Имя Аблая ТАШИМОВА уже стало известным среди ценителей красивых национальных сундуков, колыбелей и мебели. Изначально идея заняться производством изделий из дерева в национальном стиле пришла в голову отцу Аблая.
– Я работал в нефтяной фирме, попал под сокращение, – говорит Аблай. – В это время отец увидел по телевизору программу, в которой один инвалид делал различные изделия из дерева. Предложил мне тоже заняться этим. Так мы поехали учиться в Уральск, потом купили станок, открыли ИП.
Изначально парень стал делать колыбели – бесiк. На них больше всего оказался спрос, так как многие молодые родители в последнее время стали обращаться к национальным традициям.
– Мы делаем ещё мебель, но чаще заказывают колыбели и иногда сундуки, остальное просто не успеваем. Заказывают со всего Казахстана: из Атырау, Караганды, Астаны.
Аблая Ташимова вместе с отцом пригласили на «ЭКСПО-2017». Мужчины хотят показать своё мастерство гостям и жителям Казахстана. Но пока представлять нечего, всё, что делается днями и ночами, тотчас же и продаётся.
– Сейчас стараемся ускориться, потому что только за эти дни у нас заказ на 10 колыбелей, – делится Аблай. – Каждый узор требует много времени на обработку, шлифовку, покраску. Конкурентов в городе Актобе у нас нет – таких, которые бы делали колыбели и сундуки как у нас.
Актюбинский кожаный элит
На протяжении 5 лет Талгат занимается изготовлением кожаных изделий в национальном и современном стилях. Но так как на каждое изделие уходит много сил и терпения, оно стоит недёшево. Из-за этого оборот не слишком высокий.
– Для меня это не коммерческий проект, – говорит Талгат. – У меня есть работа, а в свободное время могу заняться тем, что доставляет удовольствие. Хотя клиенты есть, но не так много. Моя продукция – не для продажи в простом магазине, не для тех, кто мимо проходил. Она больше для ценителей – тех, кто понимает, что такое настоящая кожа и ручная работа.
Мужчина заказывает кожу из Москвы, поэтому изделия отличаются качеством и сроком износа. В основном среди его изделий сумки, кошельки, портмоне.
– Мои изделия дешевле брендовых изделий с мировым именем, – говорит Талгат. – Но дороже привычной цены. Сумку можно купить за 40.000 тенге, учитывая абсолютно ручную работу. Орнаменты гравируются с помощью лазера. Ценителей не так много, но они есть. В последнее время много клиентов–патриотов, которые заказывают кошельки и портмоне с орнаментом.
В любом случае, если продавать пару вещиц в месяц, парень мог бы задуматься о том, чтобы не ходить на работу, а заниматься любимым делом дома. Главное, чтобы нашлись в Актобе ценители местного кожаного элита.
В казахстанской обуви – по всему миру
Пока одни выкраивают, шьют и пилят, другие продвигают чужой талант. Под прицел попала недавно открывшаяся фирма настоящей кожаной казахстанской обуви – «Shoes Republic». Этот ещё не раскрученный бренд привлёк внимание нашей актюбинки, которой пришла в голову идея обуть нашу молодёжь в казахстанскую обувь.
– Прочитав в интернете о том, что наш казахстанский парень изготавливает стильную мужскую обувь, я заинтересовалась – говорит представитель «Shoes Republic» в Актобе Гульзейнеп ЕСЖАН. – Меня всегда привлекало, когда наши ребята производят местную продукцию.
«Shoes Republic» базируется в Алматы и распространяется во всех городах Казахстана, в том числе в одной точке Актобе. У руля стоит шымкентский парень Даурен РАМАНКУЛ, который планирует распространение казахстанской обуви и в зарубежных странах.
Обувь, по словам Гульзейнеп, делается исключительно по итальянской технологии вручную. Она лёгкая, удобная, практичная, и не совсем дешёвая. В среднем хорошая мужская «республиканская» обувь обойдётся актюбинскому ценителю в 20.000 тенге.
– Пока наш магазин не такой большой, но мы планируем расширяться, – говорит Гульзейнеп. – Сегодня в продаже кроссовки, туфли и мокасины только для мужчин, в скором времени мы расширим производство и для женщин, и детей.