РУКА РУКУ МОЕТ.
Поводом для такого заявления послужили многочисленные нарушения со стороны иностранных недропользователей, а также пробелы в ряде казахстанских законов, которыми умело пользуются зарубежные компании.
Так, по словам автора открытого письма, чтобы избавиться от экономической зависимости развитых стран, наше государство выбрало путь протекционизма, и вроде бы как создаются специальные условия для укрепления национального производства, но все они неэффективны, в законодательстве много пробелов, с помощью которых можно обойти запреты и ограничения, либо нарушить закон, но при этом остаться безнаказанным. Получается так, что протекционизм действует во благо зарубежным компаниям.
– Большинство недропользователей сотрудничают со «своими» буровыми компаниями, которым победа на конкурсах «под ключ» изначально обеспечена. Все необходимые товары затем буровыми компаниями завозятся из стран местонахождения недропользователя! – говорит Марат Абиев. – Во–вторых, многие недропользователи стараются всеми возможными способами признать открытые конкурсы на закуп товаров несостоявшимися, и в дальнейшем закуп осуществляют из одного источника у одного и того же постоянного поставщика. При этом между заказчиком и поставщиком прослеживается явная аффиллированность. Ярким примером выступает АО «СНПС–Актобемунайгаз».
С недавнего времени нефтяное предприятие осуществляет свои закупки исключительно на собственной площадке Электронной информационной системы АО «СНПС–Актобемунайгаз», предназначенной для закупа товаров, работ и услуг (http://tender.cnpc–amg.kz/)
ВЫСОКО СИЖУ, ДАЛЕКО ГЛЯЖУ.
Вся фишка в том, уверен Абиев, что, имея собственную электронную площадку, заказчик видит цены всех заявок потенциальных поставщиков, соответственно имеет возможность своевременно сообщить своим аффилированным компаниям о необходимости снижения цены заявки для выигрыша конкурса.
– Помимо этого, каждый недропользователь может открыть собственную биржу или заключить договор с брокерской конторой, чтобы провести закуп по своему усмотрению. В данном случае абсолютно отсутствуют какая–либо прозрачность, гласность и поддержка казахстанского производителя, – продолжает бизнесмен. – К тому же, многие крупные недропользователи – «Аджип ККО», «Тенгизшевройл», «NCOC», «Майерск» – осуществляют закупки исключительно по своим правилам. Данные компании предусматривают процесс аттестации предприятия в качестве поставщика, который казахстанский производитель не проходит, так как наша продукция не совсем совершенна и производится не в соответствии с новыми технологиями. Хотя, судя по заторможенности проекта на Кашагане, зарубежная продукция и оборудование, которые в нём использовались, оказались не такими уж и качественными.
Зачастую также, по словам предпринимателя, в конкурсной документации заказчик указывает сжатые сроки поставки – до одной недели. На деле ни одна фирма–поставщик не может десятки вагонов труб и прочее оборудование, необходимое по тендеру, транспортировать за семь дней. Разве что поставщик заранее по предварительному указанию заказчика подготовил на складе необходимый товар, и после официального проведения тендера поставил его «в установленные сроки».
ЧИНОВНИКИ «ОТПРЫГИВАЮТ».
– Существует ещё одна преграда для отечественных товаропроизводителей — это предлагаемые заказчиком, то есть недропользователем, условия оплаты в рамках конкурса, – приводит ещё один пример бизнесмен. – К примеру, условия оплаты, предлагаемые такими заказчиками, как «Фэлкон», АО «СНПС–Актобемунайгаз», «Бузачи», «Каракудукмунай» и «Емиройл», по конкурсам должна быть 100%. То есть, заказчик подпишет акт приёмки–передачи, и лишь затем состоится оплата в течение 30 банковских дней.
Естественно, казахстанскому производителю согласиться на подобные условия затруднительно, считает предприниматель, так как у него есть прямые и косвенные затраты, которые он несёт ежемесячно, и замораживание значительной суммы на срок от 45 до 60 календарных дней (а возможно, и более) для производства должны быть недопустимыми.
– Мы много раз указывали на существующие проблемы представителям министерства нефти и газа РК, но чиновники бездействовали. Создалось впечатление, что экс–министру Узакбаю Карабалину эти проблемы были неинтересны, и всё это способствовало укреплению позиций западных и китайских компаний на нашем рынке. Мы также предложили вице–министру Магзуму Мирзагалиеву применить штрафные меры по отношению к недропользователям, регулярно нарушающим законодательство РК в сфере закупок. Но это предложение не было принято им во внимание, создалось такое впечатление, что он побоялся их применить. Поэтому я считаю, что Магзум Маратович проявил себя трусливо. Стало быть, такие лица не должны представлять интересы государства, так как они не могут даже отстоять интересы казахстанских производителей! – говорит предприниматель.
Что касается палаты предпринимателей, то она, по словам Марата Абиева, не может помочь, так как работает только с государственными структурами. Если такой метод работы будет применяться и дальше, прогнозирует Абиев, то через 15–20 лет казахстанская экономика станет абсолютным сырьевым придатком западных и восточных стран, а собственное производство вымрет. Сейчас все свои умозаключения, факты и предложения предприниматель направил в открытом письме министру энергетики РК Владимиру ШКОЛЬНИКУ.