Сельскохозяйственные страсти
27 ноября 2013 года. №48 |
Уж больно часто в нашей стране возникают разного рода скандалы вокруг сельского хозяйства. То из–за прихотей матушки–природы гибнут посевы, то чиновники профильного министерства не знают, что делать с рекордными урожаями. Но от всех этих перипетий народу ни холодно, ни жарко: он есть, ел и будет есть! Если граждане Древнего Рима требовали «Хлеба и зрелищ!», то для нашего населения будет вполне справедливо «Хлеба, мяса, молока!». |
«Не пудрите мне мозги с вашим порошком!»
В Казахстане возникло непримиримое противостояние между производителями молока и его переработчиками. Фермеры обвиняют «Молочный союз» в лоббировании на территории Таможенного союза интересов переработчиков, использующих сухое молоко.
|
Предоставлено ТОО «Айс» |
П роизводители молока заявляют: «Отечественные переработчики пудрят мозги, что порошок – это такое же натуральное молоко. Этим они занимаются достаточно успешно. Ведь это из–за деятельности «Молочного союза» заставили Россию и Беларусь согласиться на введение в техрегламент Таможенного союза третье понятие – молоко восстановленное».
То есть, изначально были такие основные понятия, как молоко питьевое и молочный напиток. Теперь же в техрегламенте есть и восстановленное молоко, которое производится из сухого молока и воды.
В свою очередь, переработчики доказывают, что доля сухого молока в общем производстве не превышает 8%, и то в условиях сезонного дефицита.
«ПОРОШКОВЫЙ СОЮЗ»
Переименовать «Молочный союз» в «Порошковый» предложил председатель правления ОЮЛ «Мясо–молочный союз Казахстана» Иван САУЭР на прошедшем в середине ноября заседании клуба «Эксперт» на тему «Таможенный союз – за и против». По его словам, сейчас в нашей стране не менее 70–75% продукта, который потребитель считает молоком, производится из молочного порошка. Иван Адамович сказал, что сегодня в Казахстан под видом цельного молока из России сливается восстановленное. И этому нужно поставить заслон.
Корреспондент «Эврики» обратился за комментариями непосредственно к господину Сауэру.
– Иван Адамович, насколько остро стоит проблема с использованием сухого молока?
– Те, кто сидит на «порошковой» теме, злоупотребляют использованием сухого молока. Плюс к тому, что мы открыли шлюзы для отечественных производителей восстановленного молока, к нам ещё хлынул поток подобного продукта из России. Но если там всё молочное производство жёстко регламентировано и контролируется, то к нам можно сливать всё что угодно. Мы в этом плане себя защитить не можем. О какой защите может вестись речь с таким демократичным техрегламентом? К тому же, мы – члены Таможенного союза. Вся эта сложившаяся ситуация – ненормальна. Поэтому нужно чётко определиться: покупатель имеет право знать, что он покупает и употребляет в пищу. Многие недобросовестные переработчики молока не указывают, что продукт произведён из восстановленного молока.
– Представители «Молочного союза» утверждают, что крупные предприятия производят лишь 15–20% всего казахстанского молока. Весь остальной объём – это мелкие хозяйства и частные подворья.
– Я не согласен с этим утверждением! Эти цифры явно занижены. Потому что крупнейшим производителем молока в Казахстане является «Камышинское» (Восточно–Казахстанская область. – В.Б.). А у него статус крестьянского хозяйства. Там производится 12.000 тонн молока в год. Но в зачёт же продукция идёт, как произведённая крестьянским хозяйством, а не крупным товаропроизводителем. Всё зависит от того, когда было оформлено (приватизировано) предприятие или хозяйство. В ВКО практически все сельхозпроизводители – это крестьянские хозяйства. По поводу мелких хозяйств – информация зачастую весьма спорная. Переработчики берут молоко, как правило, у крупных и средних производителей молока. Во–первых, там объёмы, а во–вторых – качество. С уверенностью могу сказать, что их доля в переработке не менее 30%. А вот остальные 70% – это как раз таки сухое молоко.
– Риторический вопрос: что делать?
– Необходимо определиться: нужно нам натуральное молоко или нет? Даже Россия, которая экспортирует молоко, жёстко поставила вопрос: либо это натуральное молоко, либо это молочный напиток. Казахстан же себе выхлопотал лазейку в виде восстановленного молока. Но нашим переработчикам и этого мало. Они хотят пролоббировать ещё и поправки к категории «молоко питьевое». Сравните производство молока в Беларуси и в Казахстане. Норма годовых осадков в Беларуси больше, кормовая база лучше. Всё это, естественно, сказывается на удоях. Поэтому государственную поддержку нашему производителю молока надо усиливать. Или хотя бы довести её до уровня России и Беларуси. Всё это реально. Надо только захотеть работать. Мы должны прийти к крупным стадам. Только там, где есть крупные стада, можно совершенствовать мясо–молочное производство и добиваться совершенно других результатов, начиная от объёмов и заканчивая качеством. В личном подворье этого добиться нереально.
ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
Для полной картины, конечно же, необходимы комментарии от переработчиков молока. Так сказать, взгляд с другой стороны. На вопросы корреспондента «Эврики» ответила заместитель исполнительного директора «Молочного союза Казахстана» Лидия МИХЕЕВА.
– Лидия Ивановна, ваши комментарии по поводу высказывания Ивана Сауэра о том, что «Молочный союз» правильнее было бы назвать «Порошковым»?
– Сухое молоко вырабатывается из цельного молока хорошего качества. Из него просто удаляется влага. При восстановлении молока влага добавляется. Существует целая технология. Восстановленное молоко не теряет пищевую и энергетическую ценность. Сухое молоко используется во всём мире. Особенно в тех странах, где есть дефицит сырья. Казахстан как раз относится к таким странам. У нас очень большую роль играет сезонность. Надои молока в летнее время превышают надои зимой в 3–3,5 раза. А уровень потребления практически одинаковый круглый год. Летом молоко вырабатывается без применения сухого молока. Но остаётся много излишков, из которых и вырабатывается сухое молоко. И у нас, и в других странах создаются его запасы, которые используются зимой. Это всегда было, есть и будет.
– По словам Ивана Адамовича, в Казахстане почти 70% молока производится из порошка.
– Нет, конечно. В целом при переработке молока используется не более 8% сухого молока. И то – только в зимнее время, когда есть дефицит этого продукта. Предприятиям невыгодно использовать сухое молоко, так как себестоимость конечного продукта возрастает. Если мы во время дефицита не будем использовать сухое молоко, то перерабатывающие предприятия попросту остановятся. Сухое молоко добавляется. Но за основу всегда берётся свежее цельное молоко, а в процессе нормализации добавляется сухое. Если мы не будем использовать сухое молоко, потеряем рынок. Наше молоко и так уже не конкурентоспособное. Если народ будет покупать молоко белорусского и российского производства, которое дешевле, мы погубим наших животноводов.
ДВА В ОДНОМ
С экономической точки зрения наиболее рентабельны те предприятия, где в цепочке производство–потребитель минимизировано количество звеньев–посредников. Если же производитель перерабатывает своё сырьё, то это является самым выгодным условием, при котором себестоимость продукта значительно снижается. Но в нашей стране чудес – это только на первый взгляд. А вот что на самом деле: себестоимость производства собственного молока в ТОО «Айс» – 150 тенге за литр, а закупочная от крестьянских хозяйств – 70.
Причём, если в Беларуси на развитие сельского хозяйства государство тратит 12% от ВВП, в России – 6%, то в Казахстане эта цифра всего 4,2%. Так что особо не разгуляешься.
– Мы на рынке существуем с 1999 года, – рассказывает начальник отдела маркетинга ТОО «Айс» Женис АЛКИН. – В первое время, особенно в зимний период, мы просто вынуждены были использовать сухое молоко – от этого никуда не уйдёшь. Ведь именно зимой в Казахстане натурального молока, как такового, нет. Хозяйства, конечно, его сдают, но в очень малых количествах. Мы были зависимы от сезона. Кроме того, у населения всегда возникает вопрос: насколько безопасны для здоровья продукты, произведённые из сухого молока? В советское время в нашей области летом производилось большое количество молока, излишки которого перерабатывались на гормолзаводе в сухое молоко. То есть, это в любом случае был местный продукт, изготавливающийся строго по технологии. Возможности области позволяли, чтобы в зимнее время ГМЗ работал на своём молоке.
Но времена изменились. Народ стал с недоверием относиться к продукции, изготавливаемой из сухого молока. Ведь не секрет, что в конце лихих девяностых прошлого века – нулевых этого столетия, в Казахстан стал поставляться молочный порошок (порою сомнительного качества) из Китая. Дёшево и сердито. Можно вспомнить скандалы в той же Поднебесной, когда в данный продукт добавлялся меламин для повышения показателя белка.
– Для того, чтобы быть полностью уверенным в перерабатываемом сырье и не зависеть от сезонности, мы решили построить свою ферму, – продолжает Женис Дюсимбаевич. – Уже три года у нас работает свой животноводческий комплекс на 1.100 голов в Мартукском районе. Всё поголовье молочного стада – племенное. Так что ТОО «Айс» круглый год работает на своём сырье без использования сухого молока.
|
Мясная тема
Из–за прошлогодней засухи правительство нашей страны призвало аграриев снизить площади посадки зерновых и увеличить количество гектаров кормовых культур. То есть сделать ещё больший акцент на производство мяса, как для внутреннего потребления, так и для экспорта. |
П отребление мяса для нашего региона и Казахстана в целом – неотъемлемая часть рациона. Так уж сложилось исторически из–за климатических условий и национальных традиций. Если смотреть статистические отчёты, то можно увидеть, что производство мяса растёт из года в год. Почти миллион тонн отечественной говядины в 2013 году был экспортирован в Россию. В то же время говядина, свинина и мясо птицы импортируются в нашу страну из Беларуси, США и Южной Америки.
По сообщению областного управления сельского хозяйства, потребность Актюбинской области в мясе составляет 38,3 тысячи тонн (январь–октябрь 2013 года). За этот же период в нашем регионе было произведено мяса всех видов 41.936 тонн. Это обеспечивает потребность жителей области на 109,5%.
Но почему–то мясо не дешевеет, хотя дефицита продукции в данном секторе нет, а даже имеются излишки почти в 10%. Согласно статистическим данным, только по Актюбинской области, у нас есть потенциал, чтобы не только прокормить себя, но ещё и экспортировать экологически чистое мясо за границу, а не потреблять импортную продукцию непонятного качества.
НАШЕ – ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЕ
Министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков поведал журналистам планы своего ведомства, согласно которым, Казахстан должен поставлять на внешний рынок почти 60 тысяч тонн мяса к 2016 году. С ним согласен и глава мясо–молочного союза Иван Сауэр, но с некоторыми оговорками.
– 60 тысяч тонн – это не так уж и много, – сказал в интервью «Эврике» Иван Сауэр. – Но мясной бизнес слишком избалованный. Большая ли очередь предпринимателей сейчас стоит на этом рынке? Нет. Есть программа, есть условия, но никто не хочет идти, потому что уровень рентабельности не такой, как в добыче и переработке нефти, в банковской деятельности. Но мы можем дать фору любому производителю из России и Беларуси, не говоря уже о других. Потому что по всем характеристикам и вкусовым качествам их продукт нашему конкуренцию составить не может. Все иностранные производители давно используют различные добавки. Мы могли бы быть монополистами в этом секторе производства.
Нужно отметить, что только из Актюбинской области было поставлено на экспорт за 10 месяцев текущего года: свинины – 85,9 тонны, говядины – 61 тонна, мясо птицы – 79 тонн.
За три года в области создано 322 фермерских хозяйства и закуплено более 11.000 голов маточного поголовья КРС и племенных быков–производителей.
Хотелось бы верить, что увеличение производства мяса будет обратно пропорционально его цене.
|
Наконец–то собрали!
Из–за непогоды уборочная страда в Казахстане затянулась почти на два месяца. Фермеры боялись, что сразу же после проливных дождей стукнут морозы, и большая часть урожая останется на полях. Но худо–бедно и зерновые, и картофель с овощами уже убраны.
|
Вроде бы хорошо, но как–то не очень.
Министерство сельского хозяйства Казахстана отрапортовало, что уборочная страда практически завершена. Опять побиты рекорды по урожайности за последнее десятилетие. Ну как по–другому? По зерновым урожайность выше среднего аж на 11%, по картофелю – на 17% и так далее.
Под урожай 2014 года засыпано свыше 2 миллионов тонн семян зерновых, что составляет более 99% от потребности. Да вот от этих радужных сводок Актюбинской области ни холодно, ни жарко. У нас опять дефицит с семенным материалом.
Под урожай 2014 года для области требуется 52,3 тысячи тонн семян. А фактически засыпано – 42,2 тысячи тонн. Это 80,7% от потребности. Ни в одном районе, кроме Айтекебийского, не засыпано необходимое количество семенного материала.
– Дефицит семян в объёме 10,1 тысячи тонн будет покрыт за счёт внутренних резервов сельхозтоваропроизводителей области, – уверяют в областном управлении сельского хозяйства. – Реализацию семян будут проводить элитно–семеноводческие хозяйства: ТОО «Кумкудык», ТОО «Степное», а также ТОО «Актобеагросервис».
Кстати, всего в Актюбинской области было собрано 230,1 тысячи тонн зерновых (из них пшеницы – 192,1 тысячи тонн) при средней урожайности 5,4 ц/га. 64 тысячи га погибло из–за погодных условий в этом году.
Справедливости ради стоит отметить, что не всё так плохо с урожаем. Только картофеля в нашей области собрано почти 87 тысяч тонн при средней урожайности 164 ц/га. Овощей – 63 тысячи тонн (средняя урожайность 180 ц/га), а также бахчевых культур свыше 7 тысяч тонн (средняя урожайность 188 ц/га).
Владимир БУРЬЯНОВ,
|