ЗАДУМКА ТРЕНЕРА
Ещё в июле 2013 года в СМИ появилась информация о том, что «Нацбанк до конца года планирует ввести в обращение купюру номиналом 20.000 тенге». Предполагалось, что её введение приурочат к двадцатилетию национальной валюты.
Однако 1 октября 2013 года главным банкиром страны стал Кайрат Келимбетов, сменивший на этом посту Григория Марченко. Новый председатель НБ РК заявил:
– Как вы знаете, ранее мы приняли решение, что выпуск 20–тысячной купюры преждевременен. Будет ли она введена в действие в последующие годы, это уже будет видно в последующие годы. Я предполагаю, что в ближайшие годы выхода этой купюры не будет, соответственно моей подписи тоже не будет…
Некоторые аналитики, да и сам Кайрат Нематович высказывали мнение, что введение в обращение банкноты преждевременно и приведёт к высоким девальвационным ожиданиям казахстанцев. А уровень жизни населения, дескать, ещё не достиг той планки, когда можно эмитировать купюры такого крупного номинала.
Впоследствии Кайрат Нематович всё–таки «проспал» девальвацию 11 февраля 2014 года и провёл очередной сеанс шоковой терапии 20 августа в этом году. В начале ноября руководить Нацбанком назначили уже Данияра Акишева, что спровоцировало очередной обвал тенге. Сейчас курс «устаканился» на отметке 307 тенге за доллар. То есть национальная валюта подешевела в два раза по сравнению с февралём 2014 года.
Так чего же нам ждать дальше?
НАЗРЕВШАЯ МЕРА
– Введение 20–тысячной купюры – это давно назревшая мера. Здесь нельзя говорить, положительный это шаг или отрицательный, – говорит главный научный сотрудник института экономики МОН, доктор экономических наук, профессор Олег ЕГОРОВ. – Хотя некоторые считают, что введение этой купюры связано с девальвацией, произошедшей ранее.
– Почему же в США номинал самой крупной купюры, используемой в обиходе – 100 долларов – не меняется на протяжении десятков лет?
– Ну, это их внутреннее дело. Каждая страна решает, купюры какого номинала им выпускать.
– Не приведёт ли выпуск в обращение 20–тысячной купюры к новому витку инфляции и, не дай Бог, к гиперинфляции?
– Гиперинфляции у нас быть не должно. По крайней мере, и правительство, и президент нашей страны говорят о том, что социальная сфера в Казахстане будет поддерживаться на должном уровне. А инфляция, как правило, в большей мере связана именно с этой сферой. В первую очередь ведь происходит удорожание продуктов первой необходимости. Говоря об инфляционных процессах, мы ориентируемся на то, что зафиксировано на сегодняшний день и что ещё произойдёт до конца 2015 года. В 2016 году лично я ожидаю, что баррель нефти перешагнёт рубёж в 60 долларов. Это произойдёт где–то к середине следующего года.
– Являются ли номиналы купюр национальной валюты показателем экономики страны?
– Конечно, являются. Но пока никто не говорил, что увеличение номинала связано с будущим увеличением инфляции.
– Можно ли здесь провести параллель с валютным паритетом между Россией и Казахстаном? Если 1 российский рубль стоит около 4,5 тенге, то и самая крупная российская купюра 5.000 рублей приблизительно соответствует самой крупной казахстанской купюре в 20.000 тенге?
– Ни в коем случае нельзя связывать валютный паритет с номиналами купюр. Соотношение валют – это экономически обоснованный равновесный курс. Номиналы купюр – это вотчина Центробанков той или иной страны.
«ОТЕЦ ГРИГОРИЙ»
– Можно было бы вводить в обращение купюру номиналом 20.000 тенге ещё два года назад, как и планировалось, – считает экс–директор АФ Национального банка РК Жумабай ЖАНДАВЛЕТОВ. – Просто новый председатель Нацбанка (Келимбетов. – В.Б.) сразу не хотел начинать свою работу с введения новой банкноты. Хотел подождать, по сторонам посмотреть. А к увеличению инфляции или девальвационных ожиданий, думаю, это никак бы не привело.
– Решение о введении купюры номиналом 20.000 тенге принималось ведь ещё Григорием Марченко? Во время его, так сказать, второго пришествия в Нацбанк.
– Конечно. Такие решения просто так не принимаются. К тому же Марченко – прекрасный банкир и здравомыслящий человек. Кстати, по поводу второго пришествия. За бороду я Григория Александровича прозвал «Отец Григорий». С моей лёгкой руки у коллег это прозвище прижилось (смеётся).
– Так почему же Марченко не ввёл 20–тысячную купюру в 2013 году?
– Он хотел её ввести с некоторой помпой на 20–летие национальной валюты 15 ноября 2013 года. Символично: на 20–летие – 20–тысячная банкнота. По идее, чисто технически по всем нормативам были все предпосылки введения этой купюры. В международной практике высший номинал банкноты в стране может составлять половину среднемесячной заработной платы в стране. Так что её можно было и раньше ввести. Ведь если брать по курсу, то российские пятитысячные купюры введены уже давно, и в переводе на тенге в то время это было 25.000 тенге. Но в октябре 2013 года Григорий Марченко ушёл с поста председателя Нацбанка.
ЛОБ В ЛОББИ
– Что же подвигло Григория Марченко так стремительно покинуть свой пост?
– Насколько я наслышан, он несколько раз просился в отставку. Григорий Александрович очень открытый и независимый человек. Мы не знаем, что делается внизу айсберга. Многие наши влиятельные агашки всегда старались воздействовать на Нацбанк в пользу банков второго уровня. Ведь они держатели акций этих БВУ. А благодаря Марченко появилось агентство по финансовому надзору – орган, контролирующий деятельность коммерческих банков. Агентство напрямую подчинялось президенту страны. Во время кризиса 2008–2009 годов огромные деньги выделялись из Нацфонда для поддержания коммерческих банков, чтобы народ окончательно не потерял веру в нашу финансовую систему. Марченко был костью в горле у тех, кто лоббировал свои интересы в банковской сфере за счёт Нацфонда. Против него плели какие–то интриги.
– Новый председатель Нацбанка – Данияр Акишев. Что это за человек? Что нам ожидать дальше от главного банка нашей страны?
– Акишев был заместителем председателя Нацбанка при Марченко. Когда Григорий Александрович ушёл в отставку, через какое–то время ушёл и Акишев. Насколько я знаю, новый председатель НБ РК довольно грамотный специалист и руководитель. Начинал с рядового работника банковского сектора. У него хорошее образование, свободное владение английским языком. Он сторонник довольно жёстких и решительных мер.
– Можно ли сказать, что сами банки второго уровня создают ажиотаж с валютой, тем самым увеличивают девальвационные ожидания?
– Банки второго уровня, воспользовавшись ситуацией, перевели свои тенговые активы в доллары. Естественно, тем самым создавали элементы девальвационного ожидания. А сейчас всё успокоилось, и курс тенге к доллару установился на уровне 307 тг/доллар.
Владимир БУРЬЯНОВ,